Ул. Плуталова, 2/ Чкаловский пр, 31/ ул. Вс. Вишневского, 10. 1911 год.

Oct 18, 2018 05:00

Бродить по Петроградской стороне можно долго - разглядывая фасады до бесконечности, пересекая небольшие осенние скверики по шуршащим дорожкам и периодически заходя погреться в кофейни. Иной раз присмотришь дом, сделаешь фото, прочитаешь историю создания - и тут выяснится, что это всего лишь половина сюжета. А значит, фотография будет неполной, картина - недописанной, история останется однобокой, и если уж восстанавливать - так все звенья одновременно, не забывая о первоисточниках.


У дома, о котором пойдет речь, тройной адрес (здание в плане представляет собой прямоугольник, по трем улицам расположенный, явление нередкое, сопровождаемое традиционными для старого Питера дворами-колодцами). Ул. Плуталова, 2/ Чкаловский пр, 31/ ул. Вс. Вишневского,10. Официальный адрес - третий. Лично мне нравится Плуталова,2 - не оттого, что поплутать по сей улочке придётся, а просто название старое, из 19 века к нам дошедшее.


В путеводителях по Петербургу дом носит название “Дома Купермана” (первоначальный заказчик проекта) или “Дома Лишневского” (как и соответствующее ТСЖ его счастливых, надеюсь, обитателей в составе 78 квартир в 4 парадных). Александр Львович Лишневский (1868-1942) - петербургский (а впоследствии и ленинградский) архитектор, весьма плодовитый, оставивший после себя немалое архитектурное наследие, числом более трёх десятков зданий, выстроенных в разные годы, как до, так и после Октябрьского переворота.


Почти сразу после революции Лишневский с семьей предусмотрительно покинул столицу, уехав к родственникам на Украину, но в 1923 году вернулся в Петроград, чтобы продолжить работать по своей основной профессии на благо молодого Советского государства.


Среди дореволюционных творений Лишневского - вот такой необычный образчик, представляющий собой, на мой взгляд, весьма режущий глаз сплав элементов древнерусского зодчества и модерна. К 1911 году, в котором был достроен сей доходный дом (к тому времени уже став, к слову, частной собственностью самого зодчего), неорусский стиль оформился в самостоятельное архитектурное направление, в котором работали многие зодчие, черпавшие вдохновение в культурном наследии древнего Ярославля, Владимира, Пскова, Новгорода.


Разумеется, ни о каком слепом подражании не было речи - лишь отголоски, мотивы, сюжеты, аналогии, напоминающие очертания старинных белокаменных красавцев-храмов, резьбой, изразцами и кирпичным узорочьем покоряющих человеческие сердца и души и по сей день. Присмотримся же к деталям. 


Разбросанные тут и там по фасадам намёки на русские средневековые архитектурные памятники заставляют обойти здание вокруг, с ностальгией вспоминая оригиналы, с которых скопированы те или иные элементы. (Аналогии, допускаю, у каждого будут своими, разными - в зависимости от кругозора и опыта).
Традиционный для Новгорода трехлопастной профиль фасада. Питер, Дом Лишневского:


Новгород, Спас-на-Ильине, один из лучших храмов России:


И из Новгорода же - кирпичное узорочье на щипце, бегунцы-поребрики. Питер, Дом Лишневского:


Новгород, церковь Дмитрия Солунского:


Колончатый пояс, Питер, Дом Лишневского:


Храм Покрова на Нерли, Владимирская земля, упасть на колени и плакать перед такой красотой:


Фигуры, на которые опирается фриз Дома Лишневского - оттуда же (правда, в храме Покрова на Нерли кое-где на их месте звери):


От Димитриевского собора Владимира - мотивы фасадной резьбы (в псевдо-наличниках), Питер, Дом Лишневского:


Владимир, Димитриев собор:


Питер, дом Лишневского, пояс на эркере с двуглавым имперским орлом:


Хорошо заметно, в каком состоянии пребывает архитектурный памятник в культурной, на минуточку, столице. Явление, увы, нередкое - обшарпанные фасады у нас повсеместно, причин несколько: к трем основным (кризис, климат, воровство) нынче добавились стадион с мундиалем, посему гости (и жители, но мы хоть привыкли) Северной Венеции любуются таким безобразием. А через год еще и губернатор сменится - долго не видать нам нормальной реставрации.
Килевидный портал - широко распространённая деталь, Питер, Дом Лишневского:


Ферапонтово, Собор Рождества Богородицы, роспись Дионисия, единственный в мире:


Питер, дом Лишневского, ширинки на фасаде:


Толгский монастырь Ярославля:


А вот это - ну просто классика жанра. Питер, Дом Лишневского:


Ярославский знаменитый изразцовый наличник церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, поливная русская народная сказка:


Как говорится, почувствуйте разницу.
Столбы, мощные, цилиндрической или кувшинообразной формы - это, конечно, из Пскова:


Питер, Дом Лишневского, утопленное оконце, очень оригинальной тройной конструкции, явный намёк на глубоко посаженные окна в толще каменных древних стен:


Вот только такой формы в старину точно не делали, это богатая фантазия автора. Окна узкие и длинные были (Владимир) или совсем маленькие, круглые, по нескольку в ряд (Новгород, Пятницкая церковь):


А вот это окно - намек на знаменитую новгородскую трехчастную композицию, да еще и бровка зубчатая сверху, Питер, Дом Лишневского:


Распространенный сюжет, возьмем для примера новгородский фантастической красоты Петропавловский храм в Кожевниках:


Крыльцо, Питер, Дом Лишневского:


Ярославль, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове:


Мой самый любимый храм в Ярославле.


Питеру до Ярославля (Ростова, Владимира, Пскова, Новгорода) -  как до Марса, вовек не сравниться.


Нет, ну живописно, конечно. Симпатично (наверное). Но совсем не то. Слишком "псевдо".


Намётанный глаз, конечно, отметит аляповатый кич и откровенную отсебятину развесистую клюкву по мотивам нетленных архитектурных сюжетов. Да автор, очевидно, и не ставил целью придерживаться канонов древнерусского зодчества.


Тут, главное, не браться всерьез сравнивать великий оригинал и коммерческую недвижимость - это как спорить с дураком, бесполезное и неблагодарное занятие.


Построен чудо-дом в 1911 году. И по задумке Лишневского, должен был стать в некотором роде “зеркальным отображением” освященной в том же 1911 году церкви Алексия,  человека Божия, расположенной на той же улице, только напротив, фасад в фасад.


Храм тоже представлял собой яркую стилизацию под образцы древнерусского зодчества, оценить достоинства и недостатки которого нам не удастся, ибо в 1930-х годах он был беспощадно реконструирован в ходе приспособления под цеха успешного пролетарского завода ”Измеритель”.


Завод ведет свою историю с сентября 1928 года, с производственной артели “Радист”, объединившей нескольких рукастых безработных инженеров, и поначалу располагавшейся неподалёку на Каменноостровском проспекте - в семиметровой комнате, в которой проживал идейный вдохновитель и зачинатель промысла - Леонид Штукевич. Радиолюбителей в стране всегда было в избытке - первая продукция артели (трансформаторы, дросселя и катушки) пользовалась таким высоким спросом, что спустя полгода (к февралю 1929 г) появилась возможность перевести производство из жилой квартиры в отдельное 40-метровое помещение.


Технари-предприниматели набирали обороты, к успешной конторе были присоединены еще несколько кустарных артелей, а в нищей стране в пору тотального дефицита спрос был огромным - вскоре под производственные цеха были арендованы еще несколько помещений, разбросанных вдоль нынешнего Чкаловского проспекта, что в целом серьезно осложняло слаженную деятельность предприятия, численность работников которого за 4 года выросла с 4 до 187 человек. В конце-концов, к 1932 году в связи с необходимостью дальнейшего расширения производства, вопрос объединения под одной крышей разрозненных подразделений встал ребром. Далее цитата:
“Штукевичем (отцом-основателем артели “Радист” - прим. авт.) был предложен «церковный вариант», т. е. использование здания какой-либо церкви. Были предложены церковь Иоанна Кронштадского (ныне Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, всё там же неподалеку на наб. реки Карповки, губа не дура была у товарищей - прим. авт.) и церковь Алексия человека Божия на Геслеровском переулке (нынешний адрес - Чкаловский проспект, д. 50. Она - на всех ч/б фото. Построена в 1911 году по проекту Г. Д. Гримма в неорусском стиле. Её в итоге и пустили под нож на реконструкцию - прим. авт.)


Было установлено, что церковь на Геслеровском наиболее подходит для перестройки под завод. Руководство артели в лице нового председателя правления тов. Тюленева возбудило ходатайство о передаче артели этой церкви и начало «энергично этого добиваться». Большую поддержку оказал районный комитет партии. В 1932 году был занят первый этаж церкви.


На втором этаже храма продолжались богослужения и это не позволяло успокоиться на достигнутом - «ненормально работать на первом этаже и слушать богослужения, доносившиеся со второго этажа». После недолгой борьбы в 1933 году был занят второй этаж.  К этому времени численность сотрудников артели достигло 500 человек. Встала задача по реконструкции занимаемых помещений церкви под промышленное предприятие.  В 1934 году, при поддержке Всесоюзного радиокомитета при СНК СССР,  получено распоряжение составить проект реконструкции церкви. После сложного и длительного процесса составления проектного задания, его согласования, составления технического проекта артель получила нужные средства в размере 2 000 000 рублей и началась стройка.”


Результат - перед Вашими глазами. Звено оказалось практически утерянным. Архитектурный дуэт рассыпался.
А завод в 1974 году переехал на улицу Даля, в новые, специально для него построенные многоэтажные корпуса.
...А в Ярославль, Новгород и Владимир съездить лишний раз очень рекомендую. На оригиналы посмотретьJ

Питер

Previous post Next post
Up