Архитектурный ансамбль Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом по своей историко-культурной ценности не уступает знаменитому на весь мир Ростовскому Кремлю. Ну разве что древнерусского узорочья в нём поменьше будет - но это обстоятельство с лихвой компенсируется прекрасными образцами классической архитектуры XVIII-XIX веков.
В одной публикации невозможно охватить все памятники, мы сосредоточимся на одном. Присмотримся внимательней к интереснейшему объекту, колокольне над Святыми воротами, расположенными в восточной стене, чаще всего неприметно остающейся в тени трёх монументальных монастырских храмов.
Уникальность колокольни - уже в дате её постройки. Возводилась она с 1777 по 1779 годы.
Человек, хорошо знакомый с историей Отечества, будет удивлён, ибо в эти годы малая толика русских монастырей могла себе позволить строительство как таковое (а одного взгляда на колокольню уже достаточно, чтобы понять, в какую копеечку обошлось её сооружение). Да что там строительство - в результате осуществленных в 1764 году реформ множество монастырей вовсе прекратили своё существование, ибо их имущество было изъято государством, а сами они упразднены.
В феврале 1764 года императрицей Екатериной Второй был подписан Высочайший манифест, согласно которому архиерейские, монастырские и церковные вотчины передавались в государственное ведение и управление, под крыло учрежденной для этих целей Коллегии экономии, иными словами, изымались из собственности Русской Православной церкви.
Сделано это было якобы по причине того, что “управление столь великаго числа деревень (8,5 млн десятин земельных угодий) духовными часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное, а временем или за расхищением служками, или и за незнанием прямаго хозяйства деревенскаго безпорядочное и самим крестьянам разорительное”.
Параллельно, в зависимости от численности монашествующей братии, примерно четверть (387) от общего количества существующих к тому времени монастырей подлежала делению на три класса, согласно введенным Духовным штатам, с выделением на их содержание небольших сумм из государственной казны. (К 1 классу относились монастыри со списочным составом 33 человека, 2 классу - 17 человек, 3 классу - 12 человек)
Небольшая часть монастырей была преобразована в ”заштатные” с возможностью использования скромных, оставленных в их собственности, земельных наделов. Остальные монастыри упразднялись в принудительном порядке, а их церкви преобразовывались в приходские.
Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом минула чаша сия. Более того, императрица Екатерина II самолично подписала распоряжение о запрете упразднения обители. Благодаря высочайшей охранной грамоте, монастырь благополучно пережил секуляризационную реформу, уже в 1770-х годах приступив к масштабной перестройке и благоустройству территории.
Снисхождение царственной особы объяснялось просто. Знаменитый русский православный просветитель, митрополит Димитрий Ростовский, автор-составитель грандиозного литературного сборника жизнеописаний русских святых, вошедшего в историю православной культуры как “Четии-Минеи”, после своей кончины был похоронен в Зачатьевском соборе монастыря.
Впоследствии причисленный к лику святых, святитель Димитрий в России пользовался поистине всенародным почитанием, его мощи, пребывающие в Спасо-Яковлевском монастыре, привлекали паломников со всей страны, среди которых были как простые крестьяне, так и высокопоставленные сановники.
Сама Екатерина II неоднократно бывала в монастыре, и, на государственном уровне всячески ратуя за всеобщее просвещение подданных вверенной ей державы, наверняка нередко за помощью и поддержкой в помыслах обращалась к Димитрию Ростовскому. И посему обитель повелела сохранить неприкосновенной, еще и вкладами одарила.
Итак, одним из немногих в то время, в 1777 году монастырь приступает к грандиозному строительству, для начала отстроив по периметру стены с башнями и воротами.
Парадные восточные ворота с трехъярусной колокольней расположены чётко по центру между двумя симметричными фасадами монастырских храмов. (Как нарочно, в личном архиве не оказалось ни одного кадра, внятно иллюстрирующего это утверждение)
При богослужениях в праздники, в крестные ходы, участники торжественных шествий, пройдя по ростовским улицам и свернув к озеру Неро, поднимались по ступеням Святых ворот...
...и оказывались на территории монастыря в окружении куполов, ротонд, портиков, изящной скульптуры и лепнины, нимало не соответствующей, скажем откровенно, традиционно аскетичному монастырскому уставу, призывающему к скромности и воздержанности.
Но зато красота здесь изумительная.
Первой каменной постройкой монастыря был Зачатьевский собор, построенный митрополитом Ионой в 1686 году.
До 1777 года он оставался единственным каменным сооружением. Вторым стала наша колокольня, строительство которой происходило со впечатляющим размахом.
Это - самое начало эпохи классицизма, но посмотрите: колонны, пилястры, раскреповка, рустовка, строгая геометрия и симметрия, все атрибуты присутствуют.
Потрясающе. Хотя иногда может показаться избыточным, но всё равно здорово.
Внутри верхнего яруса находился часовой механизм, разумеется, не переживший советских времен:
Пожалуй, при всей грандиозности, колокольня - самое лаконичное здание монастырского архитектурного комплекса, дополнительный декор здесь практически отсутствует, но тем не менее впечатление производит мощное.
Деревянные ворота уцелели, это тоже исторический памятник - на створках можно разглядеть остатки старинных росписей, уж полтора столетия под солнцем, дождем и ветром.
В арках над дверными проёмами - тоже изображения, благодаря прикрывающим их перекрытиям сохранившиеся лучше, даже надписи читаются. На предыдущем фото - композиция Преображения Господня. На следующем фото - митрополит Димитрий Ростовский, портретное сходство различимо даже сейчас:
Богоматерь:
Святитель, имя которого не разглядеть, возможно, Иаков Ростовский, во всяком случае, иконографически сходный:
Сквозь громадные парные колонны проблескивает Неро..:
...в водах которого колокольня отражается вместе со всей архитектурой монастыря:
И напоследок - еще раз вместе с Яковлевским (слева) и Зачатьевским (справа) храмами (они составляют единое здание за общим фасадом):