Петергоф. Знаменская дача. Дворец великого князя Николая Николаевича, 1856-1859 гг. Часть первая.

Dec 30, 2022 02:39

Расположенный в восточной части нынешнего Петергофа легендарный Знаменский дворец, к постройке которого имели прямое отношение несколько архитекторов (включая Г. Э. Боссе и А. И. Штакеншнейдера) - первоклассный образец роскошного необарокко, великолепная архитектурная стилизация, при взгляде на которую приходят на ум творения корифеев отечественного зодчества XVIII века - Ф.-Б. Растрелли, С. И. Чевакинского, М. Г. Земцова. (Все цветные фото в статье - 25.10.2022).


Ленинградскими реставраторами в 1970-х гг было совершено настоящее чудо - фасадам разрушенного и сгоревшего в Великую Отечественную войну Знаменского дворца на 90% был возвращён их дореволюционный, вызывающий беспредельное восхищение, облик (на недостающие 10% приходятся утраченные балконы и веранды).


  Реставраторы стремились возродить внешний вид Дворца, обретённый им в 1859 году в результате предшествующей трёхлетней масштабной реконструкции, выполненной по проекту выдающегося зодчего - Гаральда Юлиуса Боссе (1812-1894 гг).


Архитектурное наследие Гаральда Боссе в Петербурге и окрестностях насчитывает около полусотни зданий (некоторые из них впоследствии перестроены или утрачены). Кроме того, будучи одарённым художником, Боссе принимал участие в оформлении интерьеров - по его “дизайн-проектам” осуществлялась внутренняя отделка частных особняков, дворцов, усадеб.


Заказчиками Боссе были люди обеспеченные - и во главу угла ставили не стоимость, а качество, комфорт и роскошь внутреннего убранства. Прекрасное архитектурно-художественное образование и практические навыки, полученные за годы обучения в г. Дармштадте под руководством Георга Моллера (придворного директора строений Дармштадта), позволили  Г. Боссе свободно ориентироваться как в историко-архитектурном наследии прошлого, так и в самых современных архитектурных вопросах и тенденциях.


Проекты Боссе, с одной стороны, очень рационально и тщательно продуманные - с другой, выявляют его творческую, романтичную натуру, прекрасный вкус и умение гармонично сочетать элементы нескольких архитектурных стилей.


Кроме того, Боссе не боялся экспериментировать и прекрасно ”чувствовал пространство”, при необходимости очень грамотно комбинируя разновеликие объемы, что особенно ярко проявилось при строительстве дворца великого князя Михаила Николаевича на Михайловской даче в 1858-1861 гг.


Загородные постройки Боссе, не регламентируемые, как на петербургских улицах, необходимостью сливаться с соседними зданиями ”единою фасадою” - помимо всех других достоинств, интересны ещё и тем, что с разных ракурсов выглядят по-разному, а посему фотографировать их - огромное и бесконечное удовольствие.


Южный фасад Знаменского дворца, его центральный корпус.


  И под любым углом - великолепно, как ни крути. Сия центральная часть здания - самая древняя, включает в себя фундамент и стены двухэтажного каменного дворца Алексея Григорьевича Разумовского 1760-х гг постройки.


До того участок неоднократно менял как владельцев, так и типы сооружений на нём - всех не упомнишь, а с Михал Иваныча Пыляева списывать, честно говоря, не хочется. В 1790-1833 гг владельцем участка числился директор Ассигнационного банка П. В. Мятлев (привет Альма-матер на Садовой, 21 и грифонам на канале Грибоедова).


В его бытность квадратный в плане дворец был надстроен третьим этажом, с востока и запада пристроены два двухэтажных корпуса на девять осей каждый.


В те же годы на одной линии с главным зданием, с противоположных сторон от него, появилось два симметрично расположенных двухэтажных флигеля на пять осей, соединённых с дворцом переходными галереями - и к 1835 г общая протяжённость всех сооружений Дворца превысила 180 метров.


В 1835 г Знаменская мыза была выкуплена у вдовы Мятлева, Прасковьи Ивановны, за 1 млн рублей (в счёт погашения части выявленного долга Мятлевых перед Опекунским советом), а затем подарена Николаем Первым своей супруге - императрице Александре Фёдоровне, вскоре после чего был поднят  вопрос о необходимости реконструкции дворца, внешний вид которого до середины 1850-х гг ничем особенным не выделялся и совсем не тянул на звание летней резиденции ЕИВ.


Если верить рисунку И. А. Мейера, в 1840-х гг дворец (вид с юга) представлял собой бесконечно длинное здание весьма неудачных пропорций, детали фасадов которого не слишком гармонировали друг с другом. Два массивных круглых ризалита, напоминающих башни, своими размерами явно диссонировали с рядами чересчур мелких окон. Надстраивая третий этаж, нимало не позаботились о том, чтобы хоть как-то согласовать его внешний вид с обликом нижних этажей. Возможно, рисунок зафиксировал не все подробности или некорректно отобразил соотношения  - но в любом случае, для проживания особы царской фамилии зданию требовался тотальный апгрейд ряд конструктивных и композиционных корректировок. Кроме того, порядком обветшавшие  деревянные перекрытия и лестницы требовали замены, а планировки помещений не отвечали запросам новых владельцев.


В 1830-1840-х гг по проекту Карла Симониса подверглись перестройке боковые флигели. В 1836 году Андрей Иванович Штакеншнейдер предложил проект реконструкции фасадов дворца в готическом стиле - но по итогам его рассмотрения было принято решение, что с учётом протяженности дворца, даже со всеми пинаклями, машикулями, зубцами и ступенчатыми аттиками с гербами, готика не смогла бы должным образом оживить длинное унылое здание.


В 1760-1856 гг  главным считался северный фасад дворца (он на фото), выходящий на так называемую Нижнюю дорогу (она существует и поныне) - во второй половине 1830-х гг ограничились лишь тем, что к его центральной части добавили полдюжины колонн, а под балконом второго этажа устроили открытую аркаду.


Ориентация на север главного фасада дворца подразумевала соответствующее обустройство прилегающий к нему территории. Вспомните Большой Петергофский дворец с его фонтанами, ступенчатым ландшафтом, Нижним парком и шикарными видами на Финский залив - примерно такого же типа, но меньшего размаха, когда-то был Нижний парк в Знаменке, с земляным пандусом, лесенками, фонтанами на площадках и в подпорных стенах, перголами, аллеями, беседками, скульптурами, скамейками и - разумеется - шикарными видами на Финский залив.


На одной из акварелей И. И. Шарлеманя 1861 г запечатлен Нижний парк Знаменской мызы - настоящее чудо ландшафтного дизайна. Перголы с северной стороны дворца сохранялись до начала XX века, видны на след. фото:


От всего этого великолепия сейчас остались две ведущих к Нижней дороге аллеи и буйно разросшиеся мощные деревья.


  Переломным моментом в судьбе Знаменской мызы стал 1850 год. Ибо именно тогда к обустройству загородной императорской резиденции был привлечён Гаральд Юлиус Боссе, архитектурный гений, опыт, художественное чутьё и организаторские способности которого в конечном итоге превратили заурядную дворянскую усадьбу в превосходнейший дворцово-парковый ансамбль.


  В качестве образца для подражания Боссе взял архитектуру отечественного барокко - с учётом традиций этого живописнейшего стиля в 1856-1859 гг был перестроен Знаменский дворец, а в 1853-1855 гг  к юго-западу от него возведен шикарный Конюшенный двор.


При составлении проекта перестройки дворца было решено сохранить все имеющиеся корпуса, радикально изменив их экстерьер и несколько переработав общую композицию здания. Фасады щедро и повсеместно украсили барочным декором и скульптурой, не поскупившись на поэтажный ордер и изящную лепнину на каждом (!) замковом камне многочисленных окон.


  Шикарные маскароны и тонко вылепленные женские головки, в окружении цветочных венков, украшают тимпаны под волютообразными сандриками. Декор импостов:


Трёхгранный ризалит:


Ребус вензель в картуше фронтона, который удалось атрибутировать лишь с третьей попытки:


Сначала подумала, что расшифровывается как "Архитектор Гаральд Боссе" - эта версия была отвергнута как притянутая за уши, к тому же буква Б больно уж похожа на С. Потом было высказано предположение, что, возможно, имелась в виду вот эта монограмма вел. кн. Николая Николаевича (за которую персональная благодарность proofreader_z), но при реставрации что-то пошло не так, ибо по какой-то причине две средних вертикальных линии перепутались местами:


Но и эту версию тоже отклонили, как сомнительную, одновременно соображая, в какую бы ещё сторону можно двинуться в поисках. Припомнилась свадьба Николая Николаевича Романова в 1856 году - именно в этот год он становится владельцем Знаменской дачи (вполне возможно, что Знаменку "преподнесли" в качестве шикарного свадебного подарка). Супругой великого князя стала Александра Петровна (принцесса Ольденбургская). Инициалы новобрачных - заглавные буквы Н и А - изобразили на фасаде дворца (что и требовалось доказать).


Великолепный центральный аттик с двуглавым орлом и императорской короной, под ним - ряд из пяти овальных окон. Роскошнейшим декором покрыт буквально каждый сантиметр. К окнам рекомендую присмотреться внимательней - хорошо заметно, что наружные и внутренние проёмы смещены по высоте друг относительно друга. В ходе реконструкции старого здания использование этого конструктивного приёма позволило Гаральду Боссе убить двух зайцев одновременно: а) соблюсти пропорциональное соотношение всех элементов полностью обновлённого южного фасада центральной части дворца; и б) сохранить прежнее местоположение внутренних оконных проёмов, ибо смещение оных вверх (впритык к потолку) не представлялось возможным ни с точки зрения эстетики интерьеров, ни с точки зрения конструктивной надёжности здания.


Второй этаж, за этим балконом была Цветочная галерея, пройдя через которую можно было попасть в  двусветный Танцевальный зал:


Смотрим, как это выглядело ДО, акварель И.И.Шарлеманя, 1861 г:


Тёплыми летними вечерами через открытые двери слышалась музыка, доносились голоса и женский смех, на балкон выходили осанистые вельможи, пышно разодетые дамы и, изящно перегнувшись через перила, переговаривались с прогуливающимися перед дворцом гостями: белые летние петербургские ночи длинны, томны, романтичны и незабываемы…След. кадр - 1881 г:


Балконы исчезли при Советской власти - и, похоже, безвозвратно.


Кронштейны теперь поддерживают воздух. А давайте-ка с этого момента к дореволюционным и современным иллюстрациям потихоньку добавлять фото 1920-1930-х гг, дабы в полной мере оценить как масштабы утрат, так и кульбиты отечественной истории.


Если верить подписи (датировка 1920-1930-е гг), на ступенях бывшего великокняжеского дворца перед нами воспитанники одного из советских детских домов, потерявшие родителей в годы Гражданской войны. Вполне возможно, кто-то из них - дворянского происхождения, но сей факт в Стране Советов афишировать было, мягко говоря, не принято. Следующий снимок - 1927 год, северный фасад Знаменского дворца, судя по пышной растительности  и лёгким одеждам персонажей - летний день. Подпись - “20-ая трудовая советская школа”:


  Трудовая…да уж понятно, что не гимназия и не институт благородных девиц. Детвора и взрослые глядят на фотографа с северной террасы. Здесь ещё пребывают в целости и сохранности как балкон, так и великолепная решётка изящнейшего рисунка по периметру террасы - с южной стороны здания имелись в точности такие же. Клумбы-вазоны с растительностью, вдали виднеются пьедесталы исчезнувших статуй, коих до революции в парках Знаменки было большое количество, да и не только в парках, но также и в интерьерах дворца. Как, впрочем, и предметов декоративно-прикладного искусства, картин, дорогой мебели, зеркал и пр…След рисунок И. И. Шарлеманя, 1861 г, тот же северный фасад дворца, терраса с фонтанами:


В своих проектах Боссе, по мере возможности, стремился выразить взаимопроникновение, симбиоз архитектуры и окружающего пространства - все его многочисленные балконы, террасы, веранды, аркады являются связующим звеном, переходной формой от камня к воздуху. На многочисленных акварелях И. И. Шарлеманя 1861 года взору предстают волшебной красоты пейзажи: садово-парковая архитектура Знаменской мызы, те самые террасы, перголы и беседки.


Перед глазами оживает далёкое прошлое, совсем другая жизнь, за которой с таким оглушительным треском захлопнулась дверь в 1917 году, что мало никому не показалось.
       (Продолжение следует.)

Знаменка, Петергоф

Previous post Next post
Up