Кризис в российской экономике никто не отрицал и не отрицает, но никто в правительствах так и не отважился четко сформулировать причины резкого хозяйственного провала. А ведь столь же существенно, как рубль, девальвировалась лишь нигерийская найра.
Вроде бы всех собак спустили на непредсказуемые нефтяные котировки, однако даже после их роста исцеление так и не было найдено.
При этом разговоры правительственных аналитиков пока крутятся только вокруг темы «как бы за счет реализации инноваций не попасть в следующий кризис». Каким образом этого можно добиться при условиях, когда из настоящего не вышли, не говоря уже о невыясненных причинах наличествующего «идеального шторма», выпуски гайдаровских школ и чубайсовских институтов пояснять не могут.
Если нынешних «гайдаровских» аналитиков уже смело назвают «слепыми котятами», то в противовес им пафосно подается «мозговой штаб» правительства Дмитрия Медведева - возглавляемый пропиаренным экономическим гением Михаилов Абызовым Экспертный совет при правительстве Российской Федерации. Данное заведение по состоянию на 5 сентября 2014 года насчитывает целых 366 экспертов (в первоначальном варианте, утвержденном в августе 2012 года, знатоками числилось «всего» 193 человека). Здесь сплошь уважаемые люди: академики, ректоры, предприниматели, общественники, журналисты и даже пианист с дирижером.
Среди уважаемых есть еще более «уважаемые». Например, те, кто в России не был несколько лет кряду (Сергей Гуриев), регулярно сотрясал воздух громкими заявлениями о невозможности плодотворно работать дома по политическим мотивам (Сергей Алексашенко), или же официально признанные рублевыми мультидолжниками (Владислав Иноземцев). Тем не менее наличие данных «неотягчающих» для Абызова (и правительства, надо полагать) обстоятельств, как видно, не мешает этим и некоторым другим «экспертам» плодотворно трудиться в открытом правительстве с непубличными документами, включая те, что с грифом «для служебного пользования».
Казалось бы, при чем тут кризис? А вот при чем. Экспертный совет был создан в том числе «с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правительственных, межведомственных комиссий и советов». Иными словами, осенью прошлого года, в период обвального падения рубля, ускорения оттока капитала, потребительской паники и инфляционной гонки именно Экспертный совет должен был денно и нощно вырабатывать для правительства экстренные стратегические решения, направленные на стабилизацию ситуации в стране.
Должен, но не делал. Возможно, потому, что некоторые руководители и члены Экспертного совета, включая министра Абызова, не знали, что предпринять, а может, сами были заинтересованы в усугублении макроэкономической депрессии. Если верно любое из предположений, то мы имеем дело с той самой «неорганизованностью и безответственностью», что в нынешних условиях, по мнению президента Владимира Путина, - «прямая угроза безопасности России».
Кто же такой этот самый Абызов, который в последнем рейтинге Forbes с состоянием в $1,2 млрд. занял 76 место и почему именно он поставлен в качестве государственной «палочки-выручалочки»?
Семья М. Абызова постоянно проживает за рубежом. Его сыновья Даниэль и Никита, а также дочь Зоя являются гражданами США, а супруга Е. Сиротенко - имеет вид на жительство в США. Родители Е. Сиротенко с 1991 года постоянно живут в США, где в 2008 году получили гражданство.
Семья М. Абызова имеет в пользовании ряд объектов зарубежной недвижимости:
- квартиру (341 кв. м.) и гараж (42 кв. м) в г. Лондон (Великобритания);
- помещение в загородном доме (180 кв.м.) в Италии по адресу: Вальпиана, г. Масса Мариттима, владение Иль Тезоро.
На сына Даниэля оформлена вилла в провинции Гросетто, Тоскана, Италия, стоимостью 2,2 млн. евро.
В настоящее время Абызов лично владеет оффшорной компанией «Cushendal Ventures Limited» (Британские Виргинские Острова), через которую проходят значительные денежные суммы. До 2014 года он владел компанией «Emmerson International Corp.», позже переданной в трастовое управление оффшорной компании «Abacus Ltd.» (Кипр).
Также, М. Абызов передал в траст компании «Abacus Ltd.» помимо акций компаний облигации американского правительства (250 млн. долларов), облигации германского правительства (50 млн. евро), более 50 млн. долларов 35 млн. евро на счетах в Ньюйоркском отделении банка «JP Morgan».
Согласно трастовому соглашению с «Аbacus Ltd.» М. Абызову как бенефициару ежеквартально должны направляться доходы и дивиденды по управлению активами. По отчету «Abacus Ltd.», направленному М. Абызову, его доход от управления данными активами за 2013 год составил более 13 млн. долларов США и 5 млн. евро. Схожий доход был получен им и в 2014 году. Данные средства не были отражены им в декларации за соответствующий период и, предположительно, были направлены в подконтрольные ему оффшорные структуры.
Данные обстоятельства могут рассматриваться как использование М. Абызовым иностранных финансовых инструментов, что нарушает российское антикоррупционное законодательство. В 2014 году М. Абызовым лично был подан иск в Верховый Восточно- Карибский суд и Высокий суд правосудия Британских Виргинских Островов к главе Группы компаний «Ренова» В. Вексельбергу и его оффшорным структурам по поводу возврата денежных средств в сумме около 500 млн. долларов, вложенных ранее М. Абызовым в компанию «КЭС Холдинг». В своем иске М. Абызов от лица четырех оффшорных структур заверил указанные суды, что он в середине 2013 года исполнил опцион и получил право на продажу доли в «КЭС Холдинг» и ответчики должны обеспечить выплату требуемой суммы.
Таким образом, М. Абызов письменно подтвердил факт того, что деятельность этих иностранных компаний контролируется и осуществляется по его указанию и он лично принимает участие в их управлении.
Сегодня вокруг «Группы Е4», в которой трудятся более 20 тыс. человек, сложилась крайне негативная ситуация, связанная с многомиллиардными долгами компании перед группой банков-кредиторов и контрагентами, а также ее многомиллионными задолженностями по зарплате своим сотрудникам.
В настоящее время арбитражные суды завалены заявлениями о признании компании банкротом.
Принадлежащая супруге М. Абызова Екатерине Сиротенко крупная инжиниринговая компания ОАО «Группа «Е4» управляется через кипрский оффшор «Eforg Asset Management Limited».
Несмотря на то, что она фактически является владелицей столь крупной компании, Е. Сиротенко задекларировала доход в 2012 и 2013 годах по 341 тыс. рублей, полученный только от ООО «Интехс» (управляет рестораном «The Apartment»), что свидетельствует о возможном сокрытии ею получаемых доходов.
В настоящее время «Группа Е4» находится в предбанкротном состоянии из-за многомиллиардных долгов компании перед группой банков- кредиторов и контрагентами, а также из-за многомиллионных задолженностей по зарплате своим сотрудникам. «Группа Е4» регулярно допускает неисполнение крупных контрактов, имеющих важное значение для энергетической отрасли страны. Так, в СМИ широкое освещение получил срыв строительства Няганской ГРЭС в Ханты-Мансийском автономном округе.
В целях спасения данной компании М. Абызов, используя свое положение в качестве руководителя Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, предпринимает попытки по организации ее слияния с госкорпорацией «Росатом» (далее - ГК «Росатом»). Это позволит переложить все долговые обязательства «Группы Е4» на ГК «Росатом» и получить доступ к крупным контрактам ГК «Росатом».
В декабре 2014 года «Альфа-Банк» направил заявление в ГУЭБиПК МВД России о проверке информации о нецелевом использования кредитных средств «Группой Е4». Вместе с тем, М. Абызов лично активно участвует в переговорах с основными кредиторами компании для урегулирования проблемных задолженностей.
По данным СМИ, «Группа Е4» могла использовать заемные средства, полученные от российских банков на финансирование конкретных проектов, для игры на валютном рынке, что могло способствовать падению курса рубля.
М. Абызов владеет британской компанией «Powerfuel» с законсервированными угольными шахтами в графстве Южный Йоркшир, инвестиционным фондом «Bright Capital», реализующим в США проекты в области энергетики.
Более того, данные иностранных новостных агентств, проведших свое собственное расследование, свидетельствуют о том, что М. Абызов сосредоточил практически все свое имущество за рубежом.
Результат расследования показывают, что М. Абызов контролирует «от сорока до пятидесяти» компаний и фондов на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах. Через эти и другие фирмы он фактически владеет активами в Великобритании и США стоимостью в сотни миллионов долларов. Журнал «Forbes» подсчитал, что общая стоимость раскрытых активов М. Абызова, находящихся в России, в настоящее время достигает 1 млрд. долл. США.
Полученный иностранными журналистами конфиденциальный документ, подготовленный московскими представителями М. Абызова и переданный кредитным учреждениям в Лондоне, содержит указания на принадлежащие ему офшорные компании, через которые он держит свои активы. Компании, перечисленные в отчетах, опубликованных в России и Великобритании, включают зарегистрированные на Кипре Tecalson Investments, Kalielson Investments, Blackville Investments, Gardenvale Investments, Kevalda Holdings, Eforg Asset Management, Sibeco Asset Management и Obymen Lake Holdings Ltd. На Британских Виргинских островах и Каймановых островах зарегистрированы Batios Holding Ltd., Fortiza Ltd., Arinya United Company S.A. и Kolora Management Inc. Эти названия можно также обнаружить в материалах судебных разбирательств на сайте Высшего Арбитражного Суда России. По информации российских и британских экспертов, это подставные фирмы, через которые М. Абызов контролирует мощности по выработке электроэнергии, а также оптовые и розничные распределительные сети в ряде регионов России. Общая стоимость выявленных активов составляет миллиарды долларов.
Таким образом госчиновник по сути является одним из наиболее близких к Анатолию Чубайсу лиц, семи правдами и неправдами в течение почти 10 лет стремящегося разрушить единую энергосистему страны и, вычленив из нее наиболее лакомые куски, прибрать их к рукам.
Технология нового передела собственности вначале сводилась к провоцированию банкротства дочерних предприятий - электростанций и региональных энергосистем РАО «ЕЭС» путем увода различными способами денег из их оборота при заблаговременном отчуждении значительной части их акций. Акции использовались в качестве залога кредита, который обычно не возвращался, или шли в уплату за долги. Правой рукой Анатолия Чубайса был в те времена его заместитель Михаил Абызов.
Отдельного внимания заслуживает сам проект «Открытого правительства», изначально являющийся американской инициативой по внедрению системы оказания внешнего воздействия на ключевые решения, принимаемые правительственными структурами.
К реализации данного проекта в России с подачи М. Абызова были привлечены многие западные консалтинговые и аудиторские компании, которые неоднократно упоминались в связи с возможным их использованием иностранными спецслужбами.
Ряд их руководителей, так же как и выехавший из России С. Гуриев, получили назначения в Экспертный совет, сформированный лично М. Абызовым и постоянно увеличивающий свое влияние на принятие важнейший решений Правительства Российской Федерации, в настоящее время получивший мощнейшие рычаги влияния на весь государственный аппарат.
В состав Экспертного совета входят Малышев А.Б. (президент ОАО «Группа Е4») и Зуев Н.В. (генеральный директор ОАО «Е2»). Состав Экспертного совета формируется лично М. Абызовым и включение в него руководителей компаний, которые с ним аффилированы, может свидетельствовать о наличие конфликта интересов у М. Абызова.
М. Абызов, находясь на государственной службе сумел заработать в 2012 году - 60 млн. рублей, а в 2013 году - уже 282 млн. рублей, в 2014 году - 222 млн. рублей. То есть за период нахождения на должности министра его доходы выросли практически в 5 раз.
Кстати, вопрос в личной заинтересованности некоторых членов открытого правительства в ухудшении макроэкономической ситуации - возможно, отнюдь не праздный. Так, инжиниринговая «Группа Е4», бенефициаром которой «Коммерсантъ» и «Ведомости» называли самого Абызова, в конце года получила ряд банковских претензий от Сбербанка (на 2,8 млрд руб.), Альфа-банка (на 5,7 млрд руб.), банков «Россия», «Глобэкс» и др. Якобы у компании внезапно кончились деньги на обслуживание кредитов и даже на выполнение социальных обязательств перед работниками. Но не означает ли это, что на самом деле в начале девальвации оборотные средства компании были банально выведены за рубеж, чтобы впоследствии вернуться, но в существенно большем, благодаря обесценению, количестве и расплатиться, да еще и с прибылью?
Пути для вывода были. Как писали «Ведомости», холдинг Е4 формально принадлежит кипрскому квазиофшору Eforg Asset Management. Причем, как сообщали «Аргументы недели», активы чиновника контролировала его супруга. По данным СМИ, ее зовут Екатерина Сиротенко, и, как можно предположить, фактически имущество продолжает находиться под чутким присмотром главы семейства. Впрочем, поди проверь… Но чем иным можно объяснить пятикратный рост доходов министра в 2013 году (с 60,3 млн до 282,9 млн руб.), то есть в период нахождения Абызова на госслужбе? Насколько это не только нравственно, но и законно?
При этом самый богатый министр и глава Экспертного совета Белого дома Михаил Абызов любит сотрясать воздух громкими заявлениями об отсутствии у российских ведомствчётких антикоррупционных планов.
Сам министр за годы работы в РАО «ЕЭС» сумел очень неплохо заработать. Сегодня по версии Forbes его состояние оценивается в 1,25 млрд. долларов. Работа на посту заместителя Анатолия Чубайса, в рамках которой Абызов отвечал за закупки, не прошла даром, и обладающий большим опытом совмещения коммерческой деятельности с административной работой в госструктурах министр прекрасно знает, где именно делаются деньги и как работают в России реальные коррупционные механизмы.
Определённо, чтобы иметь моральное и этическое право спрашивать с кого-то, есть смысл начать с себя. Министр постоянно указывает на необходимость борьбы с коррупцией, при этом его собственные доходы более многих других его коллег нуждаются в объяснении. Всего за год доход федерального чиновника без портфеля непонятным образом вырос в 4,7 раза. Согласно декларации, ещё в 2012-м его доход составил 60,3 млн., а в 2013 г. Михаил Абызовзадекларировал уже 282,9 миллиона. Таким образом, официально куратору Открытого правительства удалось заработать в 66 раз больше своего шефа и протеже Дмитрия Медведева!
Аналитики уверены - с формальной стороны с декларированием доходов у Абызова всё может (и должно!) быть чисто. Иначе за что ест свой хлеб с маслом целый штат опытных юристов, призванных обеспечить своему клиенту комфортную и спокойную жизнь? Однако в любом случае складывается полное впечатление, что с управлением бизнесом федеральный министр не расстался и продолжает им активно заниматься, о чём, по всей видимости, и свидетельствует бурный рост доходов высокопоставленного чиновника.
Чем именно занимается в правительстве Михаил Абызов - мало кто сейчас понимает. Но совмещать эту работу с чеканкой монеты Михаилу Анатольевичу, без сомнения, удаётся, причём на удивление успешно. Правда, злые языки упрекают Абызова в том, что ему удалось едва ли не походя угробить некогда процветающую инжиниринговую компанию Е4, выжав из неё все соки, легко позабыв при этом о людях и миллиардных долгах. Но в правительстве Дмитрия Анатольевича министр слывёт эффективным менеджером и трудоголиком.
Самодеятельные борцы за чистоту рядов чиновников и обличители коррупции неоднократно уличали в нечистоплотности крупных российских чиновников. Это даже стоило места ряду видных функционеров. Но некоторых чиновников, о многочисленной собственности и роскошном образе жизни которых даже в кремлёвских коридорах ходят легенды, либеральная оппозиция своим вниманием незаслуженно обходит.
Права ли людская молва, приписывающая г-ну Абызову дома в Англии и Италии, собственный вертолёт и прочие блага, происхождение которых было бы неплохо прояснить и соотнести с чёрным ящиком официальных деклараций, оперирующих лишь безликими сотнями миллионов наглухо закрытых от посторонних взглядов доходов министра непонятно для кого Открытого правительства?
Официальная версия гласит, что там теперь «частная квартира», а настоящие владельцы спрятаны за целой пачкой офшоров. Старинная вилла начинает свою историю с 1750 года. Общая площадь занимаемой виллой территории - 10 га! И вот буквально на днях, мне прислали пост блогера, который утверждает, что эта огромная вилла принадлежит члену Правительства РФ -Михаилу Абызову, занимающему пост министра Открытого Правительства. И даже фотоотчет прилагается, где мелькают многие известные личности…
Сторю я и радуюсь. Живут же люди, горя не знают, жизни радуются. Жена красавица
Отношения полные романтики
Даже завидно. По хорошему завидно. Не молодые уже люди, а такие нежные отношения. И детей полон дом. Вот Даниэль женится.
И тоже не без романкики. Свадьба в Италии
Гостей полон дом. 150 человек на двух самолетах привезли, или прилетели, или долетели, или приехали…. да не важно. Важно - уважаемая семья, уважаемые гости
известные и не очень известные
не зависимо от пола
и национальности
Одним словом «каждой твари по паре»
Собрались на природе. Поели
Попели
Отлично провели время, три дня гуляли! Серьезное мероприятие. Хозяин большой спец в вечениках, его даже друзья зову Миша «Аниматор». И не зря.
Умеет он проводить «холостяцкие вечеринки». Благо жена с детьми за границей живет, а он, как настоящий патриот в России. Да и не с руки министру жить за границей, коллеги не поймут. Дом за границей это нормально. Между прочим 1750 года постройки, раньше там была гостиница премиум класса, а теперь частный дом. Заработал и купил. И свадьбу в нем сына сыграл. Так и дешевле вышло, съэкономил и два самалета для гостей арендовал. Очень удобно вышло.
Единственое, что омрачает общую идиллию, это слухи, будтов не такой уж и семьянин Абызов, а отправил жену и детей в «золотую клетку» и ведет в Москве разгульную жизнь (прьянки в «TheApartament» закатывает для коллег и пр. бизнесменов, по бабам бегает). Но это все домыслы. А вот фото со свадьбы сына, да в той самой «золотой клетке»(Villa il Tesoro), говорит, что все у Михаила хорошо.
Вывод по итогам предполагаемого расследования напрашивается такой. В эти дни правительство занято поисками направлений сокращений бюджетных расходов - кризис диктует необходимость экономии. Так ли нужна нашему кабинету министров бесполезная, как оказывается, функциональная единица - затратное открытое правительство с компрометирующим власть в глазах общественности федеральным министром во главе?