Диверсия на Чернобыльской АЭС - начало войны хасидов против СССР

Nov 05, 2014 19:19



Эта синагога располагалась на Синагогальной площади и представляла собой крытое железом трехэтажное деревянное здание; ее окна были украшены богатыми витражами. По свидетельству Татьяны Либман, жительницы Чернобыля, синагога была разрушена большевиками, и на ее месте был выстроен общественный туалет...

Интервью с Татьяной Либман и Абрамом Хабенским, старожилами Чернобыля, можно посмотреть в видеоролике Андрея Михайлика «Другой Чернобыль»:



Купчая на иврите

При старом режиме Чернобыль имел большую еврейскую общину, поэтому многие документы оформлялись на двух языках: иврите и русском. На фото - купчая о продаже дома на иврите из частного музея чернобыльского самосела Михаила Шилана. На обороте документа имеется русский перевод.



Ушел XIX век - эпоха, в которую они жили, и унес с собой ее неповторимый аромат, тот «особенный, еврейско-русский воздух», которого так не хватало Довиду Кнуту и Исааку Бабелю в Париже. Приближаются война, революция и страшные погромы в бывшей черте оседлости, после которых традиционное еврейское местечко и его обитатели были обречены.

Камень летит...

Еврейская община Чернобыля сильно пострадала в годы гражданской войны. По свидетельству очевидцев, «не выходившее за 5 месяцев из "погромного состояния" еврейское население города 7 апреля (1919 года - Е.Ц.) оказалось во власти Струка. Его сопровождало 500 вооруженных крестьян…» О том, что пережили евреи Чернобыля за эти 25 дней, дают представление следующие факты.

В корреспонденции из Чернобыля (немецкая «Фолксцайтунг», № 61) так изображается состояние еврейского населения после погрома: «Чернобыль теперь производит впечатление города, сплошь населенного сумасшедшими. Люди бродят по улицам голодные, ободранные, с полными тоски лицами, с вытаращенными глазами, и все время к чему-то прислушиваются... Большие толпы людей стоят у отходящих пароходов и умоляют забрать их с собой, но напрасно... Помощи ждать неоткуда.

И Чернобыль действительно ни на что не надеется. Сумасшедший город готов умереть, не сразу, а медленно. И умирает - от голода, тифа, нервного удара. Что ни день - все больше число настоящих сумасшедших, которым ничто уже не поможет...» (Из доклада Эфройкина в Еврейском общественном комитете по оказанию помощи пострадавшим от погромов).

Во время этих бедствий многие евреи бежали из Чернобыля в большие города. Летом 1919 года российский Красный Крест открыл в городе столовую на 550 детей и пункт раздачи питания на 800 взрослых, пострадавших от погромов.

В 1920 году династия Тверских покидает Чернобыль: цадик Шломо Бен Цион Тверский (1870-1939) переезжает в Киев, и город перестает быть центром хасидизма в Полесье. Брата рабби Шломо Бенциона репрессируют, и он погибает лагерях, но его вдова и сын, рабби Мешулам Зуся, уезжают в Эрец Исроэль. Потомки разных ветвей династии переселяются в Польшу, Румынию, США и Израиль.

Экономическая политика советской власти довершила разгром местечка: торговцы становятся дискриминируемой группой, а ремесленники, лишенные источников сырья и сбыта, разоряются. Численность еврейского населения Чернобыля в 1926 году уменьшилась по сравнению с 1884 вдвое (3165 человек), а в 1939 году в городе проживало уже 1783 еврея. Хотя в Чернобыле и окрестностях было восемь артелей, два колхоза и даже одна еврейская школа, социальная и религиозная жизнь Чернобыльского еврейства подходила к концу.

В годы второй мировой войны все евреи, оставшиеся в Чернобыле (400 человек), были уничтожены нацистами, а те, кто вернулся, уже не имели синагоги, и молящихся в домах верующих разгоняла милиция. В конце 40-х и начале 50-х годов сталинская политика по искоренению еврейской культуры и разгрому еврейских религиозных общин была доведена до логического завершения. С горечью писал об этих временах Борис Слуцкий:

Все пропало. / Осталось токмо / Слово «хала» / И слово «хохма»).

По данным Всесоюзной переписи населения 1970 года в Чернобыле оставалось 150 евреев.

***

Мало кто знает, что в Чернобыльской зоне есть еще один город, сначала полностью отселенный, а затем разрушенный и разграбленный. Это - райцентр Полесское, бывшее Хабне, где евреи жили до самого отселения в начале 1990-х. А в конце XIX века евреи составляли большинство в местечке, и клезмерская капелла семьи Маконовецких славилась на всю округу. В 1925 году выходцами из поселка были организованы две земледельческие колонии в Херсонской области - «Труд» и «Хабне». Одна из бывших жительниц Полесского - Блюма Янкелевна Бренман - еще помнит, как в довоенном Полесском действовали синагоги.

Сейчас на фоне разрушенных домов в это верится с трудом. Еврейское кладбище в Чернобыле, соседствующее с братской могилой жертв гитлеровского геноцида, находится в запущенном состоянии. Ему повезло меньше, чем другим кладбищам в Украине, на которых из года в год работают экспедиции историков и этнографов.



Бывшая синагога в Чернобыле





Рабби Арон из Чернобыля (1787-1872)

М.-З. Фейерберг - литературное сокровище Звягеля - тоже упоминает в своих рассказах «Старика из Чернобыля», т.е. рабби Аарона. Отец оставался всю свою жизнь чернобыльским хасидом, приверженцем покойного ребе, хотя ездил затем и к его братьям-цадикам, сыновьям р. Мотэлэ, а также к ружинско-садигурским цадикам, в зоне влияния которых были приднестровские уезды».

Известно, что в сороковые годы XIX века бреславский хасидизм в силу ряда причин стремительно утрачивает свою популярность и в самом Брацлаве и за его пределами. Из-за «махлойкэса» (спора) бреславеров не признают и представители чернобыльской династии, хотя в Мишне сказано (Трактат Авот, перек 5): махлойкес, если он ведется во имя Небес, дает результат, в противном случае результата не будет.

После смерти рабби Натана Штернгарца, ученика рабби Нахмана, его последователи во главе с реб Нахманом Хазаном перебираются в Умань. Еврейская община в Брацлаве оказывается в сфере влияния чернобыльской династии, и в середине XIX века Брацлав, как и Винница, становится одним из центров чернобыльского (сквирского) хасидизма.

Как известно, у реб Мордехая Тверского, сына рабби Менахем Нахума, было восемь сыновей. Седьмой сын реб Мордехая, Ицхак Тверский (1812-1865), стал цадиком в городе Сквира и основателем Сквирской династии. Рабби Ицхак славился мудростью и рационализмом, он самозабвенно изучал труды еврейских философов, отступая от традиций хасидизма, и был, в частности, прекрасно знаком с работами Махарала (рабби Лева из Праги, крупнейшего раввина, ученого и мыслителя XVI века) и поощрял своих последователей читать раббинистическую литературу.

Ицхак Тверский пользовался широкой популярностью у еврейского населения Киевской губернии и завоевал симпатии даже у митнагдим (противников хасидизма, сторонников Виленского Гаона); люди приезжали к нему издалека, чтобы получить совет в частном порядке, хотя время от времени он и сам выезжал в другие города. Третья жена рабби Ицхака Тверского, Хана Сима, была правнучкой Баал Шема и матерью цадиков Исроэля Тверского (? - 1898) и Довидла Сквирэра.

Хотя к началу 90-х годов XIX века сыновья рабби Мордехая Тверского ушли в мир иной и не оставили сильных наследников, в предвоенный период некоторые представители династии оставались активными; к их числу принадлежал и Довидл Сквирэр.

http://berkovich-zametki.com/2013/Starina/Nomer3/ECvelik1.php

И еще в тему:

1. Ликвидатор: "Авария в Чернобыле не была случайной"

2. Эдуард Ходос о Чернобыльском теракте и связи с этим еврейской секты Хабад http://www.youtube.com/watch?v=zQ-RhYt0OVQ
Previous post Next post
Up