Глава 8
Говорить по-нашему, по-человечьи, Гошка и Ромка не умеют, потому что их двое, а попугай учится говорить только когда он один среди людей. Гоша у нас пытался заговорить, пока был один. Раза два я слышала, как он что-то произносит, правда, очень неразборчиво. Но это, несомнено, были слова, а не его обычный щебет. Он начинал говорить, но тут у нас появился Рома, и Гоша оставил свои попытки. Но мы общаемся и хорошо понимаем друг друга. Вечером, посадив обоих попугайчиков в клетки, я говорю им: "Спокойной ночи", на что они всегда отвечают мне тихим "Квик". Когда кто-то из двоих недоволен мной, он садится мне на палец и больно клюёт его. Это означает "Я сержусь на тебя". Если попугайчик садится мне на голову и требовательно щебечет, значит, я забыла поменять воду или досыпать корм, или взяла их зеркало, а на место забыла вернуть.
Ночью Гоша и Рома спят каждый в своей клетке, днём свободно летают по комнате. В прихожую и дальше по квартире они не летают, боятся. И это хорошо, потому тогда что была бы опасность, что улетят через лоджию или из кухни в окно. Знаю от знакомых, что такое случается нередко. В автобусе одна пожилая женщина мне рассказала о попугае, который улетел от хозяев очень далеко. В семье её дочери живёт попугай, но не волнистый, а из крупных, она не сказала, какой именно. Попугай спокойный и послушный, они его выносят во двор на руке, без всяких клеток. Брали они его летом и на пляж. Переехали на другой берег реки на своей машине, устроили стоянку, пошли купаться, загорать. Попугая тоже выпустили и он сидел рядом с хозяином. А потом что-то его испугало, он вспорхнул и полетел. И улетел через реку обратно в город, на набережную, затерялся в листве деревьев. Хозяин всё бросил, помчался разыскивать своего любимца. Обошёл всю набережную, осмотрел все деревья на ней, но попугая не нашёл. Потом он догадался зайти на рынок, который расположен недалеко, и там увидел мужика, продающего его попугая. Он был вынужден купить своего Кешу, поскольку бесплатно мужик не отдавал. Он заплатил, сколько тот запросил, и был совершенно счастлив. Больше на природу попугая они не вывозят.
Нашим попугайчикам безраздельно принадлежит немалая часть комнаты: столик с клетками, тумбочка с деревцем, торшер, угол на полу, где разбросаны их игрушки. Но постепенно они осваивают всё новые места - спинку дивана, стол, за которым Алёша занимается, полки секретера. На столе их привлекают Алёшины учебники и всякие школьные принадлежности - пенал, ручки, карандаши, дневник. Почему они так любят всё это, для меня остаётся загадкой, но это факт: учебные принадлежности вызывают у попугайчиков острый интерес, а ранец - неизменное восхищение. На одной из полок "стенки" мы поставили круглое настольное зеркало на ножке-подставке, и это зеркало - главное развлечение в жизни Гошки и Ромки. Свои отражения они принимают за других попугайчиков и часами нежно с ними воркуют, особенно Гоша. Как только утром я выпускаю их из клеток, оба летят к зеркалу, чтобы убедиться, что "зазеркальные" попугайчики на месте, никуда за ночь не исчезли.
Есть в комнате предметы, которые пользуются особым уважением наших малышей (между собой мы их так и зовём: малыши. "Ты налил малышам свежую воду?" "пора сажать малышей в клетки, уже поздно"), являются для них почти святынями. Таких предметов два - настольные часы и пульт от телевизора. Отношение у Гоши и Ромы к ним такое же почтительное, какое у людей можнет быть к национальным символам, флагу и гербу страны, например. Возможно, часы и пульт попугайчики считают такими же символами нашей семьи. Что ж, пожалуй, они недалеки от истины. А может у них есть какие-то иные причины трепетно относиться к этим предметам. Во всяком случае, наши малыши считают своим долгом бдительно охранять часы и пульт, особенно если остаются одни в комнате. Обычная картина: на диване лежит оставленный кем-нибудь пульт, а Гоша и Рома сидят с двух его концов и с важным видом караулят. И всем своим видом они выражают торжественную серьёзность и ответственность. Или охраняют часы. Тут редкий случай, когда выражение "стоять на часах" можно применить и в переносном, и в прямом смысле: Рома сидит на часах сверху, а Гоша - рядом с часами. "Стоят на часах" они молча, не щебечут, не шелохнутся, преисполненные сознанием важности своей миссии.
(Окончание следует)