Недавно в обмене комментами с френдессой
ascolto_cuore было упомянуто имя американского художника 20 века Рокуэлла Кента. Я призналась, что являюсь поклонницей его таланта живописца и графика, ценю как писателя и читала почти все его книги. И обещала выложить в посте графику Р.Кента. Взяла я графические работы Р.Кента из его книги "Это я, Господи!" Многое осталось за пределами поста, но некоторое представление о графике художника всё же можно получить.
В учебнике английского языка за 9-й класс в те времена, когда я училась в школе, был портрет лысого человека с энергичным выражением в лице и чуть насмешливым взглядом. Под портретом - небольшой текст, из которого я узнала, что это художник Рокуэлл Кент, что он симпатизирует социалистам и является большим другом Советского Союза. Эти краткие сведения не особенно вдохновляли на более короткое знакомство с творчеством художника, от текста веяло казёнщиной, а иллюстрация - антивоенный плакат - тоже не вызвала восторга.
Но когда я, выполняя урок, стала читать и переводить текст, отец подошёл и сказал: "О Рокуэлле Кенте читаешь? Это очень хороший художник, тебе понравятся его картины. И книги у него интересные". Я скептически поджала губы, но промолчала. А потом я увидела в книжном магазине набор открыток с репродукциями картин Р.Кента. Я посмотрела на первую открытку и узнала картину: чётко обрисованные льдины, плывущие по воде. Эту картину, увидев её репродукцию (не в цвете, чёрно-белую репродукцию!) я полюбила с первого взгляда, увидев в одном из томов 10-томной "Школы изобразительного искусства", которую мы получали по подписке. Может ли пленить репродукция, да ещё чёрно-белая, да ещё на бумаге посредственного качества? Я точно знаю, что может. Я часто открывала этот том "Школы" и смотрела на льдины, их яркие, чёткие тени на воде, смотрела подолгу. А на фамилию автора не обращала внимания, потому что тогда я училась только в шестом классе.
И вот я увидела эту картину в цвете и в ней было то же волшебство, непонятно из чего возникавшее. Рокуэлл Кент покорил меня окончательно и бесповоротно. Я начала читать все его книги. Я поняла, чем нравились книги Рокуэлла Кента моему отцу. Романтика путешествий, воспевание природы и свободного, сильного и гармоничного человека, морская тематика. Даже одного последнего пункта хватило бы, чтобы мой отец принял этого художника в свою душу. И я вслед за ним.
Вот такая предыстория моих отношений с Рокуэллом Кентом. Всё важное, что входило в мою жизнь и оставалось в ней надолго, всегда имело свою предысторию, предварительную раннюю встречу, от которой до следующей встречи проходило иногда немало лет.
А дальше я использую некоторые выдержки из статей в интернете.
Рокуэлл Кент родился в 1882 году и прожил долгую жизнь (умер он в 1971 г.).
Разносторонне одаренный, он попробовал себя в разных областях: живописи, скульптуре, архитектуре, но всемирно известным художник стал благодаря своим книгам, великолепно исполненным к ним иллюстрациям и картинам из жизни народов Аляски, Гренландии, Огненной Земли.
Ранний период творчества Кента отмечен резкой социальной направленностью и идейной близостью к группе "Восьмерка". Участники этого объединения изображали неприглядные стороны американской действительности, за что получили прозвище "Школа мусорного ящика". Довольно скоро художник нашел свою тему в искусстве: страстный путешественник, Кент объездил чуть ли не полмира, но тянуло художника на Север, в "дикий край", как впоследствии он назовет одну из своих книг. В 1917 г. он впервые приехал на Аляску, где был покорен ее суровой и молчаливой красотой. Отныне северный пейзаж займет главное место в его творчестве. Художник восхищен первозданной природой, не тронутой цивилизацией, отважными жителями Севера, их могучими характерами и внутренней чистотой ("Дорога домой", "Эскимос в каяке"). В своем искусстве он воплотил идеал сильного и свободного человека, которого увидел в этих людях.
От своих предшественников, Уинслоу Хомера и Томаса Икинса, Р.Кент унаследовал убежденный и непокорный гуманизм, непоколебимую веру в общественное назначение искусства и его огромную воспитательную силу.
В ГМИИ имени А.С. Пушкина хранится крупнейшая в России коллекция произведений Кента. Она представляет все этапы творчества художника. Самая ранняя представленная картина - "Рыбачья деревня. Вечер. Мэн" (около 1908) - создана художником на острове Монхеган в Атлантическом океане у побережья северного штата Мэн. Здесь уже в основных чертах проявляется художественный язык живописи Кента: обобщенный, пластичный, ясный и лаконичный в композиции, экспрессивный по цвету. Природа в его картинах сурова и напряженно драматична. В любом состоянии она трактуется с монументальной мощью и эпическим размахом.
В 1929-1934 гг. художник совершает путешествия в Гренландию. Большинство гренландских картин выдержано в каком-либо одном тональном ключе, то интенсивном и бурном, как "Эскимос в каяке", то сдержанном, как "Ноябрь. Северная Гренлендия" и "Возвращение охотника", то сурово холодном, как в "Собаки в фиорде Кангердлуарссук". В произведениях этого периода ("Овечья страна. Огненная земля", "Художник в Гренландии", "Возвращение охотника") героико-эпическое восприятие природы и человека нашло в творчестве художника наиболее совершенное воплощение.
Параллельно с живописью Кент активно занимался графикой. Если природа диких краёв, мощная и загадочная, стала главной темой живописи, то графика почти полностью отдана человеку, стойкому, цельному, способному помериться силами со стихиями природы. Особенно много сделано им в книжной графике. Это, прежде всего - большие серии рисунков к собственным книгам: "Дикий край" (1920), "Плавание к югу от Магелланова пролива" (1924), "Курс N by E" (1930), "Саламина" (1935), "Это моё собственное" (1940), "Это я, Господи!" (1955), "Гренландский дневник" (1962). Кент выступает в них в одинаковой мере как мастер слова и мастер иллюстрации.
Он иллюстрировал древний англосаксонский эпос «Беовульф», «Декамерон» Боккаччо, «Кентерберийские рассказы» Чосера, собрание сочинений Шекспира, «Кандида» Вольтера, «Фауста» Гёте, «Гавриилиаду» Пушкина, «Листья травы» Уолта Уитмена. “Жизнь есть то, что человек видит; её он старается удержать в памяти и воспроизвести средствами искусства”.
“Гравюра, - писал Рокуэлл Кент, - удивительно отвечала всем особенностям моей художественной натуры. Моей неспособности выделять так называемые полутона и полутени; моему пристрастию к солнечным, а не к пасмурным или туманным дням; любви к чёткой, резкой линии; ясному восприятию явлений в противовес мистике; абсолютному, не знающему компромиссов реализму”.
В очень искренней, глубокой автобиографической книге, названной первыми словами негритянского гимна "Это я, Господи", Рокуэлл Кент, неутомимый путешественник и творец пластических мифов, попытался объяснить свое мировосприятие. "Бог для меня,- писал он,- символ жизненной силы мира и Вселенной; его именем я называю то огромное неизвестное, непознаваемое, что присуще человеку, зверям, птицам и жукам, деревьям, цветам и грибам, земле, солнцу, луне и звездам". Именно это возвышенное, глубинное восприятие бытия чувствуется в его лаконичных, строгих и в то же время очень романтичных пейзажах северной природы и даже в иллюстрациях.
Те, кто знал этого всесторонне одаренного человека, в шутку говорили, что Рокуэлл Кент, наверное, не человек, а некая тайная организация. Ведь он был не только живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом.
Кент - героическая, всеобъемлющая личность. Искусство для него было лишь одним из способов познания и созидания, а "романтический реализм" (К.Загроссер) наилучшим образом выражал главную тему его творчества - Человек и Дикая природа перед лицом Мироздания.
& nbsp;
Приношу извинения за качество снимков. Переснимала из книги, видавшей виды, иллюстрации уже выцвели.