Dec 23, 2024 15:15
В субботу была в Ясной Поляне. Декабрьский день был классически-серый, сырой и ветренный. Экскурсовод Анна, тонкая девушка с нежным одухотворенным лицом и пронзительно чистыми голубыми глазами говорила очень быстро. Я едва понимала о чем речь. Несмотря на эту скорость речи было в ней что-то неспешное и очень спокойное.
Усадьба меня поразила какой-то грубостью, резкостью, неотесанностью. Это не барская усадьба 19 века в ее классическом виде. Это пещера философа, отшельника, мыслителя, общественного деятеля, который по какому-то странному стечению обстоятельств еще и граф и многодетный отец. Нестыковка.
Мне дом показался очень неуютным. Даже не представляю, где там и как могли воспитываться все эти 13 детей. Экскурсовод сказала, что мы сейчас видим усадьбу такой, какой она была в последние годы жизни писателя, когда же дети были маленькие, скорее всего назначение и обстановка комнат были иными. Скорее всего. Но все же все же...Ясная поляна - это нечто особое и по энергетике и по всей обстановке и укладу жизни. Я теперь вижу Толстого ближе, как-то под другим углом.
Кстати, а вы замечали, что мы всегда как-будто лучше понимаем ( или нам кажется, что понимаем) тех людей, в доме у которых мы бывали.
Комната, в которой была написана "Анна Каренина" - это вообще чуть ли не подвал (не подвал, конечно, первый этаж, но мне так показалось, наверное из-за сводов) с очень аскетичным убранством.
До могилы я не дошла. Было холодно, скользко и не хотелось. Хотелось бы приехать туда летом или ранней осенью, чисто погулять и показать детям.
Слушаю сейчас книгу Павла Басинского "Лев против Льва" про отношения писателя с 4-м сыном и морально готова начинать слушать "Войну и мир"
мои путешествия,
дневник,
книги