Оправдание Острова. Мысли о прочитанном

Jan 17, 2024 09:43

Прочитано. Оправдание Острова. Евгений Водолазкин.

Кто читал хоть однажды произведения Евгения Водолазкина тому не страшны спойлеры.

Поэтому смело делюсь с вами сюжетом его нового романа «Оправдание Острова».

Роман представляет собой сложно построенный текст, в котором есть и отрывки из монашеских летописей и комментарии к этим летописям княжеской четы Парфения и Ксении.
Мы узнаем о некоем Острове - государстве, в котором можно найти черты и Руси и Византии и европейских королевств.
Историю острова пишут, сменяя время от времени друг друга, хронисты - православные монахи из единственного на Острове монастыря. Их летопись комментируют уже в XXI веке, отстраненные от власти после революции и чудом не уничтоженные в эпоху тоталитаризма Парфений и Ксения. Они долгожители - им по 347 лет.

Еще одна сюжетная линия - во Франции снимается художественный фильм о них и Парфений и Ксения консультируют режиссера.

Что же касается истории Острова, то в ней есть и средневековые междоусобицы, интриги, иноплеменное иго, распространение либеральных идей, кровавая революция, тоталитарный режим, «оттепель», зависимость от транснациональных корпораций, война, экологическая катастрофа, проснувшийся вулкан и в финале - сбывшееся древнее пророчество, текст которого был утерян в Средние века и найден только в наши дни…
Обманчивое едкое первоначальное впечатление, что новую книгу автор написал как политическую сатиру, к середине романа сменяет знакомый тонкий вкус философской глубины и многослойности, свойственной «Лавру», «Авиатору», «Брисбену»…

Тут и осмысление хода истории. Остров символизирует историю человечества (по крайней мере, историю христианского мира), а оправдание имеется в виду перед Богом. То есть, иначе говоря, речь идет о том, зачем Богу нужно, чтобы история всё длилась и длилась. Какой Он видит в ней смысл.

Автор подводит читателя к мысли, что в «… в истории есть вещи, не объяснимые рационально. Иначе говоря, в ней есть странные ритмы. Какие-то глобальные события происходят, вроде бы не имея видимых причин. Мои герои, монахи-летописцы, говорят об этом просто: «время пришло». То есть получается как в книге Экклезиаста: всему свое время. Время собирать камни, время разбрасывать камни, время сеять, время жать.
Взять, к примеру, Первую мировую войну. Были ли у нее геополитические, экономические и так далее причины? Сколько-нибудь значимых не было. Как-то рационально объяснить это всеобщее европейское помутнение невозможно. А вот если учесть давно нараставшую в европейском (как и в российском) обществе агрессию, то все складывается.»

Помнится мне, что этот механизм, в любимом мной романе «Авиатор», Евгений Водолазкин назвал резонансом зла. Когда в обществе становится слишком много озлобленности и агрессии, то люди - причем даже не злодеи, а в обычных обстоятельствах вполне приличные люди! - заражаются такими настроениями и начинают вести себя соответственно. И чем больше их таких становится, тем легче заразиться прочим. Возникает своего рода эпидемия, не столько психическая даже, сколько духовная.

С духовной точки зрения сам автор комментирует этот феномен так: «Природа такого резонанса вполне, по-моему, очевидна: у каждого человека есть грехи, есть поврежденность души, ее, так сказать, темная часть. И она, эта темная часть, реагирует на творящееся вокруг зло, отзывается, начинает резонировать с ним, растет, подавляет доброе начало в человеке».

Еще одна важная мысль романа - способствует ли технический прогресс прогрессу человечества, улучшению межличностных отношений, общественного устройства. Не в том даже дело, каким путем - революционным или эволюционным: главное, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.

Сам автор в одном из интервью отвечает на этот вопрос так: «На мой взгляд, история последних как минимум полутора веков показывает, что лучше-то человек как раз не становится. Напротив, «прогрессивный» XX век принес чудовищные бедствия, искалечил и тела, и души. Да, бесспорно, в традиционном обществе было много жестокого, несправедливого - и странно было бы ностальгировать по крепостному праву или, скажем, инквизиции. Но гуманизация социального устройства вовсе не означает, что люди в массе своей стали добрее, умнее, справедливее »

"оправдание острова" - это еще роман о праведниках и о возвышенной супружеской любви. О том, что праведником может стать каждый, просто не все стремятся к этому.
Святых и праведных очень мало. «Но это не значит, что все остальные обречены и не спасутся. Даже у самого слабого, самого грешного человека есть шансы на спасение. От него не требуется великих подвигов, для каждого - своя мера. Но вот чтобы до этой меры дотянуть - нужен пример праведников».

И пока они есть, Остров будет жить.

book insight, зима в сердце, богословие

Previous post Next post
Up