О фильме «Афоня»

Oct 22, 2016 08:02



«Да совести-то у меня во, с прицепом! А времени нет…»
1975 г, СССР
Слоган: «Плохой хороший человек»
Режиссер: Георгий Данелия; Жанр: драма, мелодрама, комедия. Зрители СССР: 62,2 млн





Вот что рассказал о съёмках фильма режиссер Данелия:
«Началось с того, что в Госкино мне дали почитать сценарий Александра Бородянского: «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа № 2». Сюжет был жёсткий, с печальным концом. Сценарий мне понравился. Я встретился с Бородянским, мы поговорили, поняли, что понимаем друг друга, и сели работать. Работали мы несколько месяцев, а в итоге чуть-чуть изменилась интонация, кое-где сместились акценты, и появилось новое название - «Афоня». А сюжет, в принципе, остался таким, каким и был.



На Афоню у нас было три кандидатуры - польский актёр Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлёв. Три замечательных разных актёра. Три разных фильма. Остановились на Куравлёве. И не ошиблись! Есть в Куравлёве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.

На роль Кати ассистент по актерам Леночка Судакова привела юную студентку театрального училища имени Щукина - Женю Симонову. Женя мне понравилась, и я утвердил её без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной. Там у неё главная роль, и всё лето она будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис - хорошеньких и славных, но всё не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не вижу.



- И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за неё держишься? - спросил меня директор картины Александр Ефремович Яблочкин.
- Что в ней особенного, не могу объяснить, - сознался я, - но она в фильме будет луч света в тёмном царстве.
Тогда он сказал:
- Будет тебе твоя Катя.

И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привёз оттуда Женю и её маму в Ярославль. (Этот фильм мы снимали в Ярославле.) А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии Горького и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой наш директор просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница». И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
А мне он сказал:
- Кровь из носа, но ты её должен снять за три дня. Иначе сорвём съёмки на той картине!
Яблочкин был матёрый киношник и понимал, что нельзя, но всё-таки можно, а что - никак нельзя.



И мы снимали Женю днём и ночью, в буквальном смысле. Иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект. А так она была всё время с нами на съёмочной площадке.

Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. В противовес разгильдяю Афоне, Коля считался у нас фигурой положительной: он аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности.

А Леонов своего героя не уважал, говорил, что Коля - эгоист ещё хуже, чем Афоня. И всё время ворчал, что этот штукатур у него получается плоский, как блин. И только когда сняли сцену «уход Коли домой», он успокоился. В этой сцене Коля, который помирился с женой, уходя от Афони, оставляет ему листок со своим телефоном.

На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из неё на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал:
- Смотри.

Он снова достал бумажку из кармана, из неё снова высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман.

- Понял? - спросил он меня.
- Что?
- Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!



Женя всегда искал в своих героях отрицательные черты - считал, что так образ объёмнее.

Зрители полюбили светлую и наивную Катю (не зря старались!), рассудительного Колю и даже разгильдяя Афоню, но самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. (Реплика Федула: «Гони рубль, родственник!» - стала визитной карточкой фильма.)

В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся, - швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова.

- Борислав Николаевич, вы здесь?! - обрадовалась она. - А там паника: куда актёр делся?!
- Неужели он и вправду артист? Надо же! - удивился швейцар.



Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный - курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая - «Аракс» Шахназарова.
Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня».

Актрисе сделали грудь из манной крупы.

На девушку с бюстом Леночка Судакова привела актрису Татьяну Распутину. Очень хорошая артистка, но с нормальным бюстом. А нам хотелось, чтобы бюст был внушительный. Кто-то из съёмочной группы, тот, кто жил рядом, сбегал домой и принёс манную крупу. Ею и наполнили бюстгальтер. Пуговицы тяжести манки не выдержали, и пришлось лифчик связать на спине узлом. (На экране это видно.) Однако грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью…



По последнему варианту сценария в финале Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется на летном поле в ожидании самолёта. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Афоня суёт ему паспорт. На фотографии в паспорте молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером унылый мужчина с абсолютно пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался.

Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился.

И мы с Бородянским ещё в процессе работы над режиссёрским сценарием написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма встречались. Но поняли - такая концовка нарушает логику повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили всё как было.



И всё-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали её снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма. И мы решили снять так: Афоня в аэропорту лежит на траве и ждёт самолёт. К нему подходит Катя и говорит, как всегда:
- Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы.

Афоня открывает глаза - никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер и требует документы. (Катя ему привиделась.)

В последний съёмочный день Жени - третий - работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный «сон». И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом - Катя идёт медленно, словно плывёт. Не то! Сняли вариант - идёт с цветочком. Не то! Сняли: она идёт, волосы развеваются, платочек. Не то!

И я понял, что дело не в том, как Катя идёт по полю, с цветочком или ещё как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально.

И вот уже тридцать лет в конце фильма, когда Афоня идёт к самолету, его кто-то окликает. Он оглядывается, а там стоит Катя и говорит:
- Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы!



А умные люди написали в рецензиях, что фильм мог бы быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на лётном поле - банальный хеппи-энд…»

Между прочим. «В Ярославле снимали вид из окна к сцене «Афоня просыпается в комнате Кати». Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим - солнце ещё не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожёны. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой…

- Пусть эта телега проедет, - сказал он.

Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.

- Как ты это потрясающе придумал, - сказала она мне после просмотра на «Мосфильме». - Как это точно!
- Что точно? - осторожно спросил я.
- Лошадь! Он делает предложение - а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?

Я скромно кивнул…»



Некоторые цитаты:

- Отсутствие жалоб со стороны населения - лучшая награда за наш труд! До свидания!

- А ты кто такой? - Я?.. Родственник! Дальний…

- Чувствуйте себя как дома, да не забывайте, что в гостях!

- Вот так вот, Катюша… Всё производство, общественные нагрузки, самообразование… Никакой личной жизни!

- И когда только ты, Борщов, всё успеваешь - и в фонтаны нырять, и на танцах драться?.
.
- Что-то я расхворался… Пойду лягу, прессу почитаю…

- Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!

- Не люблю я таких людей!.. Непунктуальных!..

- Посидим, чайку попьём, радио послушаем - программу для тех, кто не спит.

- Ну, полкапли, полкапли… для запаха.



[Источник:]
vova_91 в Как создавался фильм «Афоня»


Previous post Next post
Up