Это было одно из самых первых пособий, в которые я влюбилась заочно. Я даже пыталась сделать эти рамки из картона, но потерпела неудачу на стадии прикрепления ручек-держателей, а без них оно мне казалось не столь функциональным. Впрочем, это так и есть. Все-таки такие ручки тренируют пинцетный захват, а так же заставляют более точно координировать движения кисти руки.
Долго я искала эти рамки в интернете, поскольку оказалось, что в обычных магазинах игрушек подобными пособиями не торгуют. И вот, к ребенкиному году, они наконец-то оказались у нас!!! УРА!!!
Так началось наше радостное использование рамок-вкладышей Монтессори.
К году ребенок уже был знаком с рамками-вкладышами и знал, что их можно вынуть, а потом даже попытаться вложить. Начали мы с трех фигур - круга, треугольника и квадрата. Я вынула эти фигурки из основной подложки вместе с их рамками и ребенок несколько раз занимался с ними по 20-30 минут. Можете себе представить годовалого ребенка, способного на такой подвиг?! Я вот до этого не могла, поскольку сын однозначно родился с торпедой в одном месте))) Но вот поди ж ты!... Не знаю, чем его так они привлекли, но надо сказать в этом аспекте эти рамки-вкладыши превзошли мои ожидания!
Хорошо у него получилось сразу же вложить круг (что и понятно), а вот квадрат и треугольник - не пошли, хотя к этому времени он умел вкладывать абсолютно все, даже сложные, фигуры в сортер. Но одно дело - направлять фигуру всей рукой, а другое дело - манипулировать посредством ручки, да еще держа ее не самым удобным в этом возрасте способом - щепоткой.
Понемножку, конечно же, сын справился. И на этом интерес к рамкам поугас( Сын занялся игрой "Сложи квадрат" Никитиных. А через некоторое время и вовсе его стало трудно усадить за что бы то ни было - не до того стало, ведь вокруг столько всего интересного, надо все шкафы открыть, вещи вывалить, кастрюли перемерить, какие тут вкладыши!)))
Однако через некоторое время я достала опять эти рамки-вкладыши и мы стали их собирать снова! Только теперь уже все фигуры. Конечно, не с таким азартом, как вначале, но все равно с пользой. Надо сказать, к тому времени, это к году и двум он уже, в принципе, собирал любые рамки-вкладыши, но я заметила, что большинство из них он собирает практически "по-памяти" - запомнив за 2-3 раза, где какая фигура расположена, он клал их в нужные места практически не глядя. Поэтому лично у меня в качестве рамок-вкладышей более "любимыми" стали "Трафареты" от "Дрофа-медиа" и вот эти рамки Монтессори, поскольку в них расположение может быть каким угодно - захотели и поменяли. Вот тут логика развивается отлично, а заодно внимание и память, ведь надо понимать, что хотя эта фигура и треугольник - она отличается вот от той, которая тоже треугольник!)))
Вобщем, ни шатко-ни валко, мы трудились над развитием логики и моторики. Забывали-доставали, убирали-забывали и т.д.
И вот настал момент, когда мы уже перешли к следующей ступени!
Вообще, глядя на своего ребенка сейчас - никогда бы не подумала,что он на данный момент способен к последовательным и неторопливым действиям - ан нет!!! Вчера достала оба планшета - и вывалила целиком ему все рамочки и фигуры - все
16 штук. Ребенок обрадовался - сидит, собирает. Сам для рамок место подбирает, сам из кучки вкладыши находит. Кто бы мог подумать - так поднаторел, что безошибочно берет равносторонний треугольник, если рамка под него и откидывает его, если рамка под треугольник, например, прямоугольный! Это в год и девять-то?!
Что для мамы тут труднее всего - труднее всего просто смотреть и не помогать, не подгонять. Вот, например, вложил в рамку прямоугольник и занялся другими фигурами, а тут под руку квадрат попался - и мысль, видимо, возникла, примерить его к рамке из-под прямоугольника. Примерил - влезает! Ну и хорошо! Опять вложил на место прямоугольник, и собирает дальше!))) Удержаться, чтобы не поправить, не одернуть - трудно, но нужно! Он знает, как правильно - просто решил одну теорию проверить!)))
А следующий этап, собственно, заключается вот в чем - в наборе есть две фигуры, которые несимметричны, поэтому, если неправильно положить рамку (не той стороной), вставить их невозможно. Именно так и вышло вчера - сын сам положил рамки для разностороннего треугольника и параллелорамма наоборот и,конечно, не сумел засунуть туда фигурки. И тут началось самое интересное!))) Сначала он крутил фигуры и так и сяк - и менял расположение сторон, и засовывал, как засунется и вынимал рамку, вставляя фигуру на весу. Потом было "озарение" - не та фигура!))) Вынул из рамки ромб,попытался вставить вместо параллелограмма - не получилось. Вместо разностороннего треугольника попытался примерить другой треугольник - не вышло. Тогда решил вставить фигуры "с разбега" - не вставилось! И так - примерно полчаса. Велико было искушение помочь ребенку - и перевернуть рамки, но решила я этого не делать. Одну только поблажку дала себе - сказала:"Переверни!", без уточнения. Ребенок само слово понял и перевернул вверх ногами фигуру, но не помогло, конечно. И так он "эксперементировал" на протяжении примерно получаса! Это он-то, у которого пропеллер в попе!)))
Апофеозом стал момент, когда ребенок, не дождавшись от мамы помощи, с криком "папа!" понес фигуры с вкладышами папе, сидящему в соседней комнате! Но папа, предупрежденный о вреде подсказок, ничем не сумел помочь. На этом пока и остановились))) Буду ждать, когда дорастет и сам придумает перевернуть. Думаю, это станет интересным событием))
А пока резюмирую, что лично для меня эти рамки стали своеобразным открытием. Ведь полезное использование вышеописанным не заканчивается и в следующих постах я постараюсь поподробнее рассказать об этом.