Статья моя, была опубликована на сайте магазина "Разумница"
Кубики для всех. Интересное развитие сложных мыслительных процессов.
В те годы, когда супруги Никитины создавали свои игры еще никто не слышал про такую игрушку, как «Тетрис», поэтому эта игра называется «Кубики для всех». Но во многих современных источниках ее называют «объемным тетрисом», и неспроста. В справедливости этого названия легко убедиться, попробовав уложить эти кубики в их же коробку. Вот тут сразу вспоминаются навыки, полученные в детстве при игре в эту электронную игрушку.
Эти кубики - не совсем кубики. Это фигуры, составленные из 27 кубиков и окрашенные в разные цвета. Из них можно сложить куб, а можно применить фантазию и собрать огромное количество самых разнообразных фигур и предметов. Почти все игры Никитиных построены на этом принципе : пособие превращается в игру для многолетнего использования, благодаря своей универсальности - двухлетний малыш может сложить узнаваемую фигурку из двух-трех деталей, а дети постарше используют весь набор, и чем старше ребенок, тем сложнее его фигуры. Играя в «Кубики для всех», ребенок учится пространственному мышлению, учится комбинировать сложные фигуры, что гораздо сложнее, чем игра с обычными кубиками.
Для того, чтобы начать играть, нужно немного - просто приобрести эти кубики, благо в наше время есть выбор. Они бывают разные - и деревянные, и пластмассовые, но суть их от этого не меняется, они остаются все тем же замечательным «пространственным тетрисом». К пособиям прилагаются буклетики, которые содержат в себе результаты игр детей Никитиных. Как пишут сами авторы, за несколько месяцев игры всей семьей, они создали несколько сотен моделей из кубиков и отобрали из них 70, которые и предлагаются для знакомства с игрой.
Предполагается, что ребенок будет собирать модели по образцу. Так как образцы специально представлены в черно-белом варианте, в процессе игры развивается аналитическое мышление, так как ему необходимо понять, какие именно детали в этом случае нужно взять. А далее следует синтез - составление модели сначала мысленно, а затем по-настоящему. Занимаясь такой аналитико-синтетической деятельностью ребенок развивает сообразительность. Конечно, поначалу фигуры совсем простые, состоящие из 2-3 кубиков, но далее начинаются не только сложные, но и интересные модели. Интерес их в том, что одну и ту же модель можно сложить многими способами, например, уложить все 7 фигур в куб можно несколькими десятками способов!
Но основное развитие происходит тогда, когда ребенок начинает придумывать и складывать модели самостоятельно. Вот здесь главное - как можно больше поощрять его, радоваться его успехам! Родителям нужно обязательно участвовать в творческой деятельности ребенка, например, предлагая помочь ему зарисовать его собственные модели, чтобы не забыть, поддерживать его стремление к дальнейшему конструированию. Подарите ему тетрадь и набор цветных карандашей, пусть он создаст свой собственный буклет к этой игре.
В буклетике все модели разделены на несколько групп: КВ-1, КВ-2, КВ-3 и т.д. В самом названии группы содержится подсказка - из скольких фигурок состоит модель. Когда ребенок начнет создавать свои собственные модели, стоит точно так же разделить тетрадь для их зарисовки. Когда ребенок будет придумывать и зарисовать модели, принадлежащие к разделу КВ-7,можно считать, что его способности развиты уже достаточно высоко.
Ну и конечно, вы доставите особое удовольствие ребенку, если захотите сложить модели, которые он придумал сам. Попросите его зарисовать свои модели в черно-белом варианте и попытайтесь их собрать. Практика показывает, что взрослые соображают в этой игре гораздо хуже детей, поэтому гордость вашего ребенка, превзошедшего по уму своих родителей, просто обеспечена!