Позавчера я сделала пост о наших музыкальных играх. Благодаря ему завязалась у меня небольшая дискуссия с Ульяной very_music_mom, и она даже написала пост на тему подобных игр http://very-music-mom.livejournal.com/255717.html. Ни в коем случае не пытаясь ее опровергнуть, я хочу написать некоторые мысли в ответ на этот пост, потому что мыслей много и комментарий к посту не получился, хочется выразиться более развернуто.
Для начала я хочу сказать то, чего, возможно, никогда бы не сказала, не представься мне такой случай. Ульяну я знаю давно - лет 15 думаю, но не уверена, что она знает меня))). Бывает и такое. Мы вместе учились в музыкальном училище в Твери, но она была то ли на два, то ли на три курса старше, и училась вообще на другом отделении, но мне кажется, ее в училище знали все. Знаете, бывают такие люди, которые не делают ничего особенного, но сразу видно, что они совершенно уникальные личности - и в профессии, и в общении, и в повседневной жизни. Я всегда видела Ульяну именно такой- особенной и какой-то нереально талантливой, хотя причин даже себе объяснить не могу - просто так чувствовала и все! Я привыкла доверять своим ощущениям - поэтому думаю, что я недалека от истины. Даже ее виртуальную школу я воспринимаю, как нечто неординарное, хотя сама там не учусь, просто опробовала несколько занятий. Возможно, когда-нибудь и буду, но поскольку я хочу это делать вместе с Саней - это зависит от него в первую очередь. Теперь ближе к теме, а именно - к способам обучения детей музыке. Собственно, разногласия возникли из-за игры, в которой я предлагаю Сане "импровизировать", изображая разных зверушек,или явления природы. Ульяна пишет о том, что такая визуализация забивает канал восприятия музыки на слух. Я согласна в целом с этим, но хочу дать пояснения в конкретном случае с Саней. Для нас это далеко не первые музыкальные "эксперименты", первые были еще больше двух лет назад, когда приехал синтезатор, и Саня на нем делал все, что хотел без ограничений, было ему тогда 7 месяцев и ребенок с совершенным восторгом делал все, что мог и что хотел. Инструментарий разрастался - и возможностей использования было (и есть!) - бесконечное множество. Чего он только не придумывает - он приносит коробку с колотушками- шумелками, раздает всем, кто есть в наличии и начинается семейный джем-сейшен. Он составляет ансамбли из всего, что есть под рукой - гармошка с гитарой, металлофон с пианино, гитара с флейтой, короче - все, что придет в голову, без ограничений опять же, я специально подобрала инструменты, которые сломать непросто, а если это и случится- то не жалко, пример такого компромисса - детская гитарка, но про это я писала в посте про музыкальные инструменты. Кстати говоря, я читала у Лены Даниловой, что ребенка надо приучать сразу играть на инструменте аккуратно, но внутренне была с этим не согласна, и старалась не одергивать Саню, чтобы не отбить охоту, и Ульяна подтвердила мое мнение. Правда, получилось не очень хорошо с джембе, потому что Саня пытался по ней стучать вертикальными пальцами и я боялась, что он порвет кожу, и пыталась как раз сделать так, чтобы он играл аккуратнее, и теперь он отказывается на нем играть совсем, мотивируя тем, что "я же его сломаю" - что прекрасно подтверждает мысль, что призывами быть аккуратнее, ребенка можно совсем оттолкнуть от инструмента. Слава богу, у нас только с джембе так вышло, только с ним я промахнулась. Но возвращаясь к тому, что мы играем, изображая разным мишек-зайчиков я хочу отдельно обозначить, что это не изначально мы так делали, и более того - это предложила не я, а сам Саня. Именно он попробовав поиграть на низких клавишах заявил, что это медведь. Думаю, так он придумал неспроста, а потому что слышал рев настоящего медведя в записи, и низкие звуки пианино напомнили ему этот рев. Когда он изображает кошку, например, он пытается передать не столько мяукание, хотя иногда даже голосом помогает, сколько плавные движения, характер. Собственно, я пошла у него на поводу, потому что мне кажется, это тот самый случай, о котором пишет Ульяна: "С детишками постарше уже все немного проще. Они уже готовы воспринимать не только образы, но и информацию. Поэтому с ними можно закреплять отдельные элементы визуальными деталями при непосредственном обучении. В частности, когда ребенок только только начинает слушать интервалы, вполне возможно обозвать секунду лягушкой, а квинту коровой, к примеру. Но опять же - это не значит, что, слушая произведение, надо пытаться выудить из ребенка какой-то визуальный ряд, нет. Эти маленькие образные привязки нужны для обозначения характера и краски того или иного интервала, ярлычки, чтобы облегчить запоминание на слух". Лично я в этих зайках и мишках вижу именно теоретическую составляющую, когда таким образом ребенку объясняется понятие выше-ниже, например, или иллюстрируются музыкальные штрихи - то же стаккато (дождик), легато (кошка) и т.п. Я лично вовсе не собираюсь любое произведение объяснять подобным образом, тем более - при слушании музыки, я больше исхожу и обучения инструменту, а тут, мне кажется, без образов не обойтись, ибо по себе знаю, как иногда визуализация какого-нибудь пассажа дает потрясающий импульс рукам, и как иногда тяжело сыграть эти ноты без собрания их в один общий образ.
Еще одна причина, по которой я делаю такие упражнения - ребенку это нравится! Ну, вот интересно ему сейчас так играть, а по другому - не хочется. Не лучше ли играть хотя бы так, чем никак? Наверное, это тоже довольно скользкий вопрос, но я вижу это так. К примеру, играет он этого самого злосчастного мишку и начинает испытывать страх изначально из-за того, что "видит" злого медведя. Дальше уже эти звуки начинают вызывать эмоцию (в данном случае страха) сами по себе, идет развитие темы, возможно даже какой-то сюжет, где, допустим веселая птичка побеждает злобу медведя своей добротой и наступает ликование. И через конкретные образы начинают приходить эмоции, которые потом при дальнейшем развитии музыкальных способностей начинают рождаться сами собой, музыка начинает затрагивать все более глубокие душевные слои и т.д. Это, конечно, очень утрированно, но мне кажется ,в этом что-то все же есть. Ведь на самом деле человек любит только то, что ему понятно и близко, и если начинать с того, что близко, можно потом проложить дорогу и к тому, что первоначально было не очень понятно. Мне пришла в голову такая ассоциация - нельзя ребенку сразу начать читать Шекспира, просто потому, что он ничего не поймет. Но если начать с прибауток и детских стишков, то постепенно можно дойти и до Шекспира. Есть, наверное, дети, способные воспринимать сложные произведения с самого рождения, но все же обычно это "легкая классика" - Моцарт, и то не весь, Гайдн, Шопен - которые, конечно, вызывают эмоции, но не такие сложные по своей сути, как , допустим тот же Шостакович. Я абсолютно не против того, что музыку надо слушать в чистом виде, но когда дело доходит до конкретики - многое переворачивается с ног на голову. Может показаться, что я в своем посте про музыкальные игры предложила следовать за мной, но на самом деле я просто предлагаю направление, даже скорее одно из направлений. Если ребенок способен импровизировать на каком-то этапе без темы - это просто прекрасно и лучше его,конечно, не трогать и не спрашивать особо - во всяком случае, я знаю, что Саня либо сам расскажет, про что он "сыграл", либо ничего не скажет и только расстроится, если спросить не вовремя. Но если ребенку нужна тема, и просьба изобразить "радость" или "горе" - его не устраивает, но мишки-зайчики, думаю, подойдут тут не хуже чего-то другого, а если туда привязать характеры - и вообще неплохо, мне думается. В довершение всего я хочу опять рассказать о своем опыте. Когда я училась в музыкальной школе, мне никогда и ни о чем не рассказывали, никогда не разбирали со мной музыкальные произведения ни с точки зрения визуальных образов, ни с точки зрения эмоций. Была даже глупая история, когда я, будучи во втором классе музыкальной школы играла Мазурку и была абсолютно уверена, что это пьеса про какого-то "мазурика" - хулиганчика. Однажды я даже спросила преподавательницу про вторую часть этой пьески - она была минорная, грустная - "Это его ругают?" Она, конечно, не поняла, про что это я, потому что Мазурка- это вообще-то старинный танец. Интернетов у нас тогда не было, всякой литературы на эту тему в нашем захолустье было днем с огнем не достать, да и было мне лет восемь, я как-то даже не думала, что на эту тему можно где-то почитать, и единственным источником информации о том, что же я играю - была преподавательница, которая мне эту информацию попросту не дала. При этом от меня постоянно требовали играть "эмоционально", а я знать не знала, что это такое, и чего они хотят вообще.... А если добавить, что у меня была жутчайшая постановка - то я вообще удивляюсь, как я умудрялась еще какие-то места на конкурсах брать, и даже поступила в музыкальное училище (думаю, потому что туда брали всех подряд, ибо нас таких не много было). И в училище я узнала, что же это такое - музыка! Нет, мне не рассказали об этом, а подвели к этому. И подвели именно через образы, именно через вот таких "мишек-зайчиков", только усложненных и привязанных к эмоциям. Вот что возникает в вашем сознании, когда вы слышите слово "грусть" - у меня, например, осенний день, еще довольно теплый, но уже пасмурный, серые тучи на небе - довольно легкие, но уже сумеречные и несколько голых деревьев с желтыми листьями, и это даже определенное место в Твери - оно не связано ни с одним конкретным событием моей жизни, но почему-то связано с образом грусти. И стоит мне это "увидеть" в себе, как я тут же чувствую, как надо эту самую грусть изобразить. И вот через такую визуализацию я пришла к пониманию сути музыки, не программной, не наполненной образами и конкретными эмоциями, а Музыки с большой буквы, которая не требует ни слов, ни образов. Я знаю, что это - но словами передать не могу, ибо все слова, даже самые красивые и поэтичные не отразят глубинной сути того, что я поняла. Именно здесь наиболее актуальна фраза: "Мысль изреченная - есть ложь". Но.... Но пришла я к этому только через то, что мне подсказали через знакомые образы - куда идти. Думаю, что если бы не моя преподавательница с музучилище, обладающая этот замечательной способностью - задавать правильное направление, я бы до сих пор была уверена, что музыка - это то, что играется по нотам))). Ульяна, я нисколько с тобой не спорю, даже очень понимаю. Но ты находишься на той ступени музыкального развития, и находилась изначально, когда тебе не надо объяснять - что же такое музыка, ты это знала и чувствовала всегда. Ты исходишь из своего опыта и понимания, и ты права, но только не всем подходит этот метод. Я, например, из тех людей, которым надо помочь дойти, и кажется, Саня тоже - он ищет помощи, подпорки, придумывая образы, и не думаю, что это однозначно плохо, просто это немножко другой путь. Я была бы только счастлива, если бы ему это не было надо, я специально ничего такого не придумываю, но так получается, что ему это все же требуется. Вот..... Конечно, это не все мысли, но пока это то, что удалось изложить!)))