Опять мысли о музыке....

Oct 18, 2013 15:59

Позавчера я сделала пост о наших музыкальных играх. Благодаря ему завязалась у меня небольшая дискуссия с Ульяной very_music_mom, и она даже написала пост на тему подобных игр http://very-music-mom.livejournal.com/255717.html. Ни в коем случае не пытаясь ее опровергнуть, я хочу написать некоторые мысли в ответ на этот пост, потому что мыслей много и комментарий к посту не получился, хочется выразиться более развернуто.

[Читать дальше.]

Для начала я хочу сказать то, чего, возможно, никогда бы не сказала, не представься мне такой случай.
Ульяну я знаю давно - лет 15 думаю, но не уверена, что она знает меня))). Бывает и такое. Мы вместе учились в музыкальном училище в Твери, но она была то ли на два, то ли на три курса старше, и училась вообще на другом отделении, но мне кажется, ее в училище знали все. Знаете, бывают такие люди, которые не делают ничего особенного, но сразу видно, что они совершенно уникальные личности - и в профессии, и в общении, и в повседневной жизни. Я всегда видела Ульяну именно такой-  особенной и какой-то нереально талантливой, хотя причин даже себе объяснить не могу - просто так чувствовала и все! Я привыкла доверять своим ощущениям - поэтому думаю, что я недалека от истины. Даже ее виртуальную школу я воспринимаю, как нечто неординарное, хотя сама там не учусь, просто опробовала несколько занятий. Возможно, когда-нибудь и буду, но поскольку я хочу это делать вместе с Саней - это зависит от него в первую очередь.
    Теперь ближе к теме, а именно - к способам обучения детей музыке.
    Собственно, разногласия возникли из-за игры, в которой я предлагаю Сане "импровизировать", изображая разных зверушек,или явления природы.  Ульяна пишет о том, что такая визуализация забивает канал восприятия музыки на слух. Я согласна в целом с этим, но хочу дать пояснения в конкретном случае с Саней. Для нас это далеко не первые музыкальные "эксперименты", первые были еще больше двух лет назад, когда приехал синтезатор, и Саня на нем делал все, что хотел без ограничений, было ему тогда 7 месяцев и ребенок с совершенным восторгом делал все, что мог и что хотел. Инструментарий разрастался - и возможностей использования было (и есть!) - бесконечное множество. Чего он только не придумывает - он приносит коробку с колотушками- шумелками, раздает всем, кто есть в наличии и начинается семейный джем-сейшен. Он составляет ансамбли из всего, что есть под рукой - гармошка с гитарой, металлофон с пианино, гитара с флейтой, короче - все, что придет в голову, без ограничений опять же, я специально подобрала инструменты, которые сломать непросто, а если это и случится- то не жалко, пример такого компромисса - детская гитарка, но про это я писала в посте про музыкальные инструменты.
  Кстати говоря, я читала у Лены Даниловой, что ребенка надо приучать сразу играть на инструменте аккуратно, но внутренне была с этим не согласна, и старалась не одергивать Саню, чтобы  не отбить охоту, и Ульяна подтвердила мое мнение. Правда, получилось не очень хорошо с джембе, потому что Саня пытался по ней стучать вертикальными пальцами и я боялась, что он порвет кожу, и пыталась как раз сделать так, чтобы он играл аккуратнее, и теперь он отказывается на нем играть совсем, мотивируя тем, что "я же его сломаю" - что прекрасно подтверждает мысль, что призывами быть аккуратнее, ребенка можно совсем оттолкнуть от инструмента. Слава богу, у нас только с джембе так вышло, только с ним я промахнулась.
   Но возвращаясь к тому, что мы играем, изображая разным мишек-зайчиков я хочу отдельно обозначить, что это не изначально мы так делали, и более того - это предложила не я, а сам Саня. Именно он попробовав поиграть на низких клавишах заявил, что это медведь. Думаю, так он придумал неспроста, а потому что слышал рев настоящего медведя в записи, и низкие звуки пианино напомнили ему этот рев. Когда он изображает кошку, например, он пытается передать не столько мяукание, хотя иногда даже голосом помогает, сколько плавные движения, характер. Собственно, я пошла у него на поводу, потому что мне кажется, это тот самый случай, о котором пишет Ульяна: "С детишками постарше уже все немного проще. Они уже готовы воспринимать не только образы, но и информацию. Поэтому с ними можно закреплять отдельные элементы визуальными деталями при непосредственном обучении. В частности, когда ребенок только только начинает слушать интервалы, вполне возможно обозвать секунду лягушкой, а квинту коровой, к примеру. Но опять же - это не значит, что, слушая произведение, надо пытаться выудить из ребенка какой-то визуальный ряд, нет. Эти маленькие образные привязки нужны для обозначения характера и краски того или иного интервала, ярлычки, чтобы облегчить запоминание на слух".
Лично я в этих зайках и мишках вижу именно теоретическую составляющую, когда таким образом ребенку объясняется понятие выше-ниже, например, или иллюстрируются музыкальные штрихи - то же стаккато (дождик), легато (кошка) и т.п. Я лично вовсе не собираюсь любое произведение объяснять подобным образом, тем более - при слушании музыки, я больше исхожу и обучения инструменту, а тут, мне кажется, без образов не обойтись, ибо по себе знаю, как иногда визуализация какого-нибудь пассажа дает потрясающий импульс рукам, и как иногда тяжело сыграть эти ноты без собрания их в один общий образ.

Еще одна причина, по которой я делаю такие упражнения - ребенку это нравится! Ну, вот интересно ему сейчас так играть, а по другому - не хочется. Не лучше ли играть хотя бы так, чем никак? Наверное, это тоже довольно скользкий вопрос, но я вижу это так. К примеру, играет он этого самого злосчастного мишку и начинает испытывать страх изначально из-за того, что "видит" злого медведя. Дальше уже эти звуки начинают вызывать эмоцию (в данном случае страха) сами по себе, идет развитие темы, возможно даже какой-то сюжет, где, допустим веселая птичка побеждает злобу медведя своей добротой и наступает ликование. И через конкретные образы начинают приходить эмоции, которые потом при дальнейшем развитии музыкальных способностей начинают рождаться сами собой, музыка начинает затрагивать все более глубокие душевные слои и т.д. Это, конечно, очень утрированно, но мне кажется ,в этом что-то все же есть. Ведь на самом деле человек любит только то, что ему понятно и близко, и если начинать с того, что близко, можно потом проложить дорогу и к тому, что первоначально было не очень понятно. Мне пришла в голову такая ассоциация - нельзя ребенку сразу начать читать Шекспира, просто потому, что он ничего не поймет. Но если начать с прибауток и детских стишков, то постепенно можно дойти и до Шекспира. Есть, наверное, дети, способные воспринимать сложные произведения с самого рождения, но все же обычно это "легкая классика" - Моцарт, и то не весь, Гайдн, Шопен - которые, конечно, вызывают эмоции, но не такие сложные по своей сути, как , допустим тот же Шостакович.
Я абсолютно не против того, что музыку надо слушать в чистом виде, но когда дело доходит до конкретики - многое переворачивается с ног на голову. Может показаться, что я в своем посте про музыкальные игры предложила следовать за мной, но на самом деле я просто предлагаю направление, даже скорее одно из направлений. Если ребенок способен импровизировать на каком-то этапе без темы - это просто прекрасно и лучше его,конечно, не трогать и не спрашивать особо - во всяком случае, я знаю, что Саня либо сам расскажет, про что он "сыграл", либо ничего не скажет и только расстроится, если спросить не вовремя. Но если ребенку нужна тема, и просьба изобразить "радость" или "горе" - его не устраивает, но мишки-зайчики, думаю, подойдут тут не хуже чего-то другого, а если туда привязать характеры - и вообще неплохо, мне думается.
В довершение всего я хочу опять рассказать о своем опыте.
Когда я училась в музыкальной школе, мне никогда и ни о чем не рассказывали, никогда не разбирали со мной музыкальные произведения ни с точки зрения визуальных образов, ни с точки зрения эмоций. Была даже глупая история, когда я, будучи во втором классе музыкальной школы играла Мазурку и была абсолютно уверена, что это пьеса про какого-то "мазурика" - хулиганчика. Однажды я даже спросила преподавательницу про вторую часть этой пьески - она была минорная, грустная - "Это его ругают?" Она, конечно, не поняла, про что это я, потому что Мазурка- это вообще-то старинный танец. Интернетов у нас тогда не было, всякой литературы на эту тему в нашем захолустье было днем с огнем не достать, да и было мне лет восемь, я как-то даже не думала, что на эту тему можно где-то почитать, и единственным источником информации о том, что же я играю - была преподавательница, которая мне эту информацию попросту не дала. При этом от меня постоянно требовали играть "эмоционально", а я знать не знала, что это такое, и чего они хотят вообще.... А если добавить, что у меня была жутчайшая постановка - то я вообще удивляюсь, как я умудрялась еще какие-то места на конкурсах брать, и даже поступила в музыкальное училище (думаю, потому что туда брали всех подряд, ибо нас таких не много было).
И в училище я узнала, что же это такое - музыка! Нет, мне не рассказали об этом, а подвели к этому. И подвели именно через образы, именно через вот таких "мишек-зайчиков", только усложненных и привязанных к эмоциям. Вот что возникает в вашем сознании, когда вы слышите слово "грусть" - у меня, например, осенний день, еще довольно теплый, но уже пасмурный, серые тучи на небе - довольно легкие, но уже сумеречные и несколько голых деревьев с желтыми листьями, и это даже определенное место в Твери - оно не связано ни с одним конкретным событием моей жизни, но почему-то связано с образом грусти. И стоит мне это "увидеть" в себе, как я тут же чувствую, как надо эту самую грусть изобразить. И вот через такую визуализацию я пришла к пониманию сути музыки, не программной,  не наполненной образами и конкретными эмоциями, а Музыки с большой буквы, которая не требует ни слов, ни образов. Я знаю, что это - но словами передать не могу, ибо все слова, даже самые красивые и поэтичные не отразят глубинной сути того, что я поняла. Именно здесь наиболее актуальна фраза: "Мысль изреченная - есть ложь".
Но....
Но пришла я к этому только через то, что мне подсказали через знакомые образы - куда идти. Думаю, что если бы не моя преподавательница с музучилище, обладающая этот замечательной способностью - задавать правильное направление, я бы до сих пор была уверена, что музыка - это то, что играется по нотам))).
Ульяна, я нисколько с тобой не спорю, даже очень понимаю. Но ты находишься на той ступени музыкального развития, и находилась изначально, когда тебе не надо объяснять - что же такое музыка, ты это знала и чувствовала всегда. Ты исходишь из своего опыта и понимания, и ты права, но только не всем подходит этот метод. Я, например, из тех людей, которым надо помочь дойти, и кажется, Саня тоже - он ищет помощи, подпорки, придумывая образы, и не думаю, что это однозначно плохо, просто это немножко другой путь. Я была бы только счастлива, если бы ему это не было надо, я специально ничего такого не придумываю, но так получается, что ему это все же требуется.
Вот.....
Конечно, это не все мысли, но пока это то, что удалось изложить!)))

Размышлизмы, Мысли

Previous post Next post
Up