За месяц каких-то особых продвижений в навыках и знаниях не было, потому что у Сани наступил легкий кризис, и он не хотел совсем ничем заниматься почти 1,5 месяца. Но такие периоды "спада" интереса и активности у него бывают периодически с дополнительными истериками, и я уже к ним привыкла. Такое ощущение, что он накапливает информацию в те периоды, когда бывает требователен и активен, а потом дает себе отдых, чтобы все "переварить" и разложить по полочкам. Обычно после таких спадов у него резко появляются новые навыки и знания, причем иногда настолько резко, что я просто диву даюсь. Так было, например, со счетом, когда он после подобного спада буквально за считанные дни научился считать до 100. Сейчас пока такого резкого скачка не произошло, но и "кризис" в этот раз был мягче, чем обычно, по крайней мере в поведении. Истерики бывали, но не очень сильные. Может, из-за того, что я уже знаю эту его особенность и поэтому вообще не приставала ни с чем, либо потому, что человек взрослеет, и лучше умеет собой управлять. Впрочем, управлять собой он умел всегда неплохо, дело, видно только в желании. Иногда бывают такие ситуации, когда он начинает ныть или даже истерить, потому что ему чего-то очень хочется. Один из способов это прекратить, сказать ему, что он получит желаемое только после того, как успокоится и попросит нормальным голосом. И тогда происходит реальное чудо - ребенок, который за несколько минут до этого орал как блажной и ничего не хотел слышать, по счету раз вытирает глаза, перестает всхлипывать и становится нормальным и адекватным, и с ним уже можно разговаривать. Еще к вопросу об эмоциях: уже несколько месяцев назад я выяснила, что Саня в них довольно хорошо разбирается, хотя мы не очень сильно это изучали. Он иногда, рассматривая картинки в книжках говорит, что кто-то сердитый, кто-то грустный, кто-то веселый,ориентируясь на мимику, хотя эти эмоции не всегда прописаны в тексте. Иногда даже про прохожих может что-то подобное сказать))). Откуда он это взял - не знаю, в саду они это точно еще "не проходили", а я специально с ним таких занятий не проводила, если только что-то крайне редко говорю походя на эту тему. Единственный источник подобной информации был у нас в виде презентаций от "Вундеркинда с пеленок", но мы его смотрели чуть ли не год назад и не обсуждали. Видать, отложилось и проявилось. Кризис не отразился на любви к чтению, которая возникла в конце весны, поэтому мы читали по-прежнему много новых книг, про это я уже рассказывала. Благодаря такому постоянному чтению язык Сани развивается с невероятной скоростью и он каждый день впечатляет меня своими виршами. Надо сказать, что "перлов", связанных с употреблением слов не по-назначению, или каких-то самодельных слов не так много. Как и его мышление, его речь отличается какой-то невероятной "взрослостью" и правильностью, что меня и радует, и огорчает одновременно, а иногда даже пугает. Иногда он что-то такое скажет, что мне кажется, что на самом деле это невероятно взрослый и мудрый человек, а маленький мальчик - это просто оболочка, в которое по ошибке попала эта душа. Я не хочу по отношению к нему употреблять всякие термины, типа "индиго", просто, наверное, мне всю жизнь неправильно казалось, что разум у ребенка просыпается не раньше лет трех, и даже Масару Ибука не до конца убедил меня в обратном))). Впрочем, иногда это просто маленький мальчик, и все мои сомнения рассеиваются))). Вот, например, в такие моменты:
Так как "перлов" почти не бывает, даже нечего особо и написать из его речи, совсем немножко. Остальное очень трудно передать, потому что без "носителя" фразы теряют свою "изюминку". Впрочем, пару строк напишу.
Дед незло отчитывает за что-то Саню, говоря: " Кто здесь хулиган? Саня - хулиган?", на что Саня отвечает: "Саня не хулиган, не надо мне такую песню петь!"
В саду мальчик укусил Саню за палец. Я дома поудивлялась, что такое произошло, сказав, что этот мальчик - солидный, и я от него такого не ожидала. Как-то зашел с Саней разговор о том, кто у них есть в группе, он стал перечислять имена, и говорить, что они хорошие. Я спрашиваю в числе прочих про того мальчика, который Саню укусил: "А Тимофей хороший?", Саня подумал и говорит: "Нет, Тимофей солидный!"
Саня путает рода и про себя говорит в женском роде, а про всех остальных в мужском. Думаю, что это из-за того, что при обращении к себе всегда слышит: "Ты пришел, ты сказал", а когда я или бабушка, или воспитательница говорят про себя, то слышит: "Я пришла, я сказала" и т.д. Поэтому воспроизводит напрямую, и пока не хочет говорить правильно. Как-то в очередной раз сказал: "Я САМА!", мы ему говорим: "Так говорят девочки, а ты же мальчик, надо говорить - я САМ". На что в ответ Саня сказал: "Когда я в следующий раз рожусь, я буду девочкой, и буду говорить "Я САМА!" На это мы смогли только сказать, что ведь сейчас-то он все же мальчик!
Я сижу за компьютером, Саня играет. Вдруг он ко мне подходит со словами: "Мама, пусти меня за компьютер, я буду зарабатывать денежки!"
Пытаюсь выяснить, насколько хорошо Саня выговаривает букву Л. Прошу его сказать слово Лёша - не с первого раза, но получается хорошо и четко. Теперь нужно выяснить, как выговаривает Л твердую, и тут получается, как в анекдоте: "Саня, скажи ЛОШАДь!" - "Ёшадь!"- " Вот так - Л-ЛОШАДь" - "КОНЬ!"
Очень озабочен вопросом безопасности - требует пристегивать его везде и всегда, даже когда катался на лошади - всю дорогу кричал: "Мама, пристегни меня!". Обычно ездим на машине с креслом, пристегивается без вопросом, одергивает папу, если тот начинает трогаться, когда Саня еще не пристегнут. Но тут ехали на машине, в которой не было ни кресла, ни ремней сзади. Очень беспокоился от этого, я его обняла и говорю: " Я тебя крепко держу!", на что он мне логично заметил: "А если мы быстро поедем?"
Обычно Саня легко относился к ошибкам разного рода, по сути - не обращал на них внимания, как и я. Да и ошибок он обычно почти не совершает, что бы не делал. Поскольку мы постоянно с ним "разгадывали" разные задачки на логику, опыт у нас в этом деле большой, но никогда не было такого, чтобы я сильно его хвалила (потому что пришлось бы хвалить без остановки), или ругала за то, что он что-то решил неправильно. Самое "грубое", что я ему говорила - "А если еще немножко подумать?", и то не всегда, потому что думаю, что самому понять, что не прав - тоже очень полезно. Было время, когда на планшете "Логико-малыш" он специально все решал неправильно, просто, чтобы потом, перевернув карточку, позабавиться - удивившись: "Ой, неправильно!" Всякого рода викторины он обожал с самого раннего возраста, и с тех пор, как стало получаться нажимать кнопки на говорящих плакатах первым делом выбирал режим викторины, даже если видел плакат в первый раз. На этих плакатах, в отличие от мамы ему четко говорили: "Неправильно!" и он никогда не огорчался, просто спокойно пробовал еще разок. Короче, я только радовалась, что ребенок не заостряет внимание на неудачах, что они его не смущают. И тут приехала книга-викторина, которая Сане очень понравилась. Он с удовольствием играет в нее почти каждый день, причем дозировано, по 10-12 вопросов. Все отлично, кроме того, что иногда все-таки на вопросы он отвечает неправильно, и тогда человечек на дисплее "огорчается". И после этого начинается невероятная истерика, которую успокоить способом, описанным выше невозможно - то есть тут эмоции не контролируются. Прерывистые всхлипывания, трагедия вселенского масштаба - и все из-за огорченного человечка. Когда такое случилось в первый раз - я думала, он просто устал. Потом это повторилось снова. Истерику удается купировать на некоторое время, но независимо от того, что он делает дальше, случается несколько рецидивов с завываниями: "Я неправильно отгадал!". Я грешила на человечка, что это он вызывает такую реакцию, может, его жалко, например. Но мы с племянником разыгрывали сценки, где племянник ошибался чаще Сани, чтобы показать, что это ничего, и в ошибке ничего страшного нет, все ошибаются, и Саня на человечка, который огорчается по вине племянника никак не реагировал. Но когда он начал так же реагировать на ошибки в викторинах на плакатах, на которые до этого не обращал внимания, стало понятно, что у ребенка наступила "болезнь совершенства". Я от греха подальше убрала пока все эти викторины, но ломаю голову, что же делать? Возрастное ли это, или уже свойство личности? И как быть тогда в школе, ведь ее в отличие от викторин не спрячешь... Может, кто-то что-нибудь посоветует?
За последний месяц Саня стал больше заниматься разного рода творчеством, хотя раньше не то, чтобы отказывался, а как-то мало испытывал к этому интерес. Стал больше пытаться рисовать, что-то придумывать с пластилином, теперь не отказывается строить, хотя раньше при виде строительных конструкторов просто разворачивался и уходил. Потихоньку превращается из сдвинутого логика в нормального ребенка))).
Читать пока не стал, но явно приближается и приближается к этому - и интереса проявляет больше, и даже пытается составлять слова из всего, что попадается под руку, хотя раньше только печатал. В основном, конечно, уже знакомые слова составляет, но тут САМОСТОЯТЕЛЬНО составил слово "АУ", правда, тут же выяснилось, что читать он предпочитает справа налево, а не как положено. Но сам смысл слогов явно понял - показываю различные сочетания букв, даже тех, которые еще "не проходили", он называет, чувствуется, что это не просто заучено, а уже осознано. Стал пытаться отгадывать мелодии, но не обычные- это и так хорошо получается, а в любых сочетаниях звуков пытается услышать что-то знакомое и угадать. Как-то, укладывая его, я напевала импровизированный вокализ с закрытым ртом, он довольно долго слушал, а потом сказал: "Что это за песенка? Это песенка про гусей! Да, мама?" А в этой моей мелодии действительно был ход, похожий на песенку "Два веселых гуся". Иногда я что-то наигрываю на инструментах - это он отгадывает без проблем. И теперь стал сам изображать, что он играет, и потом спрашивать, что это такое. Конечно, "играет" он на двух нотах, никакой мелодии и в помине нет, но зато можно угадать ритм и я стараюсь все-таки угадать, что он имеет в виду. Наверное, не всегда получается, потому что он как-то задумывается после моих ответов))). Стал изображать, что играет на барабанах, беря бревнышки от машинки-лесовоза, и стуча по стульям. Причем, стучит очень четко, может повторять короткие ритмы - мы особо много такого не делали, чувство ритма у него врожденное. Иногда складывается ощущение, что повторяя мне ритм, он делает мне одолжение, ибо не понимает, чего тут повторять- это же проще простого! Хотим купить детскую барабанную установку и гитару к дню рождения, чтобы уже учится музыке по-настоящему, у меня складывается ощущение, что он готов! Но методика - моя, и пока только у меня в голове)).
Ну, а в последние дни кризис, видно, закончился (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!!!) Ребенок чудо какой покладистый, сговорчивый, без истерик и бзиков - прямо никогда такого не видела, честное слово! Есть - без проблем, спать - без проблем, одеваться - самому немножко в лом, но зато мама одевает без проблем, идет туда, куда предлагают, сказали - нет, значит, нет! Ловлю кайф, пока есть такая возможность - шутка ли, в первый раз в его жизни выдалась такая безоблачная для мамы пора, хотя пока и короткая, но уже вполне знаковая! Растет человек!)))