Я думаю, многие мамы пытаются заниматься с ребенком так называемой "подготовкой руки к письму". Насколько мне известно, дети это не очень любят. Саня - тоже не очень хорошо относится к графическим заданиям, почти ничего не делает в тетрадях, которые предназначены именно для этого, не очень любит раскрашивать и рисовать. Думаю, это из-за того, что еще руки не очень слушаются и не получается нарисовать что-то дельное. Я стараюсь все-таки развивать и этот навык, хотя и не очень пока получается. Один из способов, чтобы помочь подготовить руку к письму - это лабиринты. Это тоже не самое любимое занятие Сани, но бывают периоды, когда он очень даже хорошо ими занимается, благо есть разнообразие. Вот про это разнообразие лабиринтов я сейчас немножко и расскажу. Здесь речь пойдет только о тех лабиринтах, которые помогают готовить руку к письму.
Очень мне нравятся лабиринты из тетрадей Кумон. Такие фантастические, просто невероятные. Саня их делает довольно часто, но нестабильно. Сказать, что он ими увлечен, я не могу, но одно то, что они есть - меня очень радует. Разнообразие форм, уровней сложности. Ну очень хорошее пособие!
Мы их проходим довольно специфически - Саня "прокладывает" дорожку, заходя во все уголки лабиринта. Но так как основная цель этих лабиринтов для меня - развитие руки, я не даже не пытаюсь его убедить в том, что надо искать "правильный путь", тем более, я несколько раз наблюдала, как он в запале идет совершенно четко правильной дорогой, а потом, вспомнив, что не везде "зашел", возвращается, не отрывая руки, и начинает прорисовывать дорожки по все уголки фигуры. Нам для развития логики лабиринты без надобности, он их решение видит сразу. А вот для тренировки руки - пусть использует на всю катушку. Мы часто их "прорисовываем" двумя руками - сначала правой, потом левой. Я вообще стараюсь, чтобы Саня максимально делал все двумя руками, и если он берет ложку или карандаш в левую - не поправляю. Правда, после сада стало ясно, что он все-таки правша, хотя до этого казалось, что левша. Не важно - пусть будет двурукий! Вот что получается у нас в результате таких упражнений:
Кумоновские тетради просто потрясающие и главное, недавно их выпустили на русском языке, можно купить в Озоне, открыт предзаказ:
Еще один отличный вариант лабиринтов - с шариками. Суть такова - в деревянной доске прорезаны "дорожки" разных конфигураций, в них положены металлические шарики и все это закрыто прозрачным пластиком. С помощью магнитной палочки надо водить шарики по дорожкам, можно придумывать разные цели - например, собрать все шарики в одном месте, или шарики только одного цвета, а можно "бесцельно" просто прорисовывать разные фигуры. У нас два варианта подобного лабиринта. Вот такой:
Вот Саня в него играет, на видео ему примерно два года, четыре месяца:
Во втором две палочки, и можно сразу "рисовать" двумя руками, что Саня и делает. Вот на фото он как раз ведет шарики обеими руками:
Отличные лабиринты и для тренировки руки и для развития других навыков, например - чтения и счета - лабиринты букв и цифр из приложений к пособию Воскобовича "Игровизор". Суть пособия проста - есть папка с прозрачным намагниченным листом сверху. Под него можно класть разные картинки и листочки и рисовать на прозрачном листе, выполняя задания. Таким образом, почти любые пособия, в которых предполагается графическое исполнение - могут стать многоразовыми. Минус в том, что надо рисовать маркером или фломастером, которые, как известно, не самый лучший вариант для развития руки. Но пособие все равно классное, и игры-приложения к нему тоже неплохие.
Чтобы еще понятнее была суть, вот фото, где я "решила" задание, провела фломастером слово "бочка". Правда, фломастер попался бледный, на фото не очень хорошо видно, надо приглядеться. А дальше фото той же "дорожки", просто я вынула из-под прозрачного листа страницу с заданием.
Вот этот лабиринт не только тренирует руку, но и действительно помогает в развитии логики. Суть такова - есть дорожки, а на них перегородки, которые можно сдвинуть при надобности на один "пролет" в ту или иную сторону. Перегородки передвигаются не каждая в отдельности, а целой группой, поэтому открыв проход в одном месте - закроешь в другом.Перепрыгивать перегородки нельзя.
Изначально перегородкам задается положение, соответствующее одному из 16 заданий, данных в буклете, и продублированных с обратной стороны игры. Положение определяется по индикаторам, которые расположены слева и выглядят как красные точки.
Буклет здесь совсем небольшой, черно-белый, и очень тоненький. В принципе, его спокойно можно терять, потому что задания содержатся и на самом "планшетике" с лабиринтом, а их решение - это же и есть цель, поэтому подсказка, которая есть в буклете не особенно требуется, мне кажется.
Саня задания этого лабиринта пока не решает. Ему интересно просто поводить стилусом по дорожкам и подергать туда-сюда перегородки. Но рука тренируется, а я в первую очередь стремлюсь именно к этому!