Matific

Sep 28, 2015 08:31

Вот за что я люблю всякие пособия и программы, расчитанные на разные возраста, так это за то, что только такие пособия мне позволяют понять реальный уровень Саниного развития. Все, что проявляется у него само по себе - слишком обрывочно, чтобы я могла оценить его умения более менее объективно. А вот когда мы беремся за что-то довольно сложное - то чаще всего обнаруживается, что я его недооцениваю...

Расскажу про сайт с математическими играми под названием Matific. Я его упоминала в посте "Математики много не бывает", и на данный момент могу со всей ответственностью заявить, что пока что это лучший ресурс для автоматизации многих знаний в математике и геометрии. Задания есть разной степени сложности, предназначенные для детей от предшкольного возраста до шестого класса.

На скрине одна из самых любимых Саниных игр: "Не дай шару упасть".





Суть игры в том, чтобы подставить пружины с числами таким образом, чтобы шар допрыгал до заданного числа. Это пример задания для дошкольников и первого класса - числа маленькие. А есть подобная игра для классов старше - там мяч прыгает не до 10, а и до 100 и дальше. Причем, пружины могут быть не только такими, чтобы их складывать, но и такими, чтобы ничего не осталось, как "перепрыгивать" лунку, а потом возвращаться обратно, то есть отнимать. Благодаря этой игре я выяснила, что Саня вполне хорошо складывает и отнимает некруглые двузначные числа, хотя этот навык, конечно, совсем далек от автоматического.

Похожая игра, тоже очень любимая Саней - это игра "Соедини трубы". Суть та же - дано задание дойти от определенного числа до другого (не обязательно от нуля), и даны несколько труб. Иногда они могут в сумме не дать нужный результат, и приходится опять же "возвращаться", отнимать. У этой игре, вроде, нет большого уровня сложности, в ней максимум - счет до 20.


Счет денег. Это, наверное, любят все дети! Выбираешь игрушку и потом монетами набираешь, сколько нужно. Саня отлично набирает "копейки" -  десятки и единицы, но путается, когда приходится набирать "рубли". Вообще-то, там евро, но я ему называю их рублями и копейками, суть-то та же. Так вот, он усвоил, что число "до точки" - это рубли, а "после точки" - это копейки, и знает, что в рубле 100 копеек, но когда предлагается набрать рубль или несколько монетами по 50 копеек или меньше - начинается путаница. Короче, для себя я определила, что этот момент - как раз зона его ближайшего развития.



Арифметических действий разного уровня довольно много. Надо сказать, что арифметика в целом Саней освоена очень хорошо. Он с одинаковой легкостью складывает и единицы, и десятки, и сотни, и тысячи. Не совсем просто ему там, где числа некруглые, но тоже справляется, а уж с круглыми числами вообще решает задания на каком-то интуитивном уровне.

Вот одно из заданий. Суть такова, что на тарелках лежат вишни. Их могут быть единицы, а могут и десятки, и сотни, зависит от класса, в котором находится это задание. Сначала указываешь, сколько вишен ты видишь, потом приходит "монстрик" и спрашивает, можно ли ему вишен. После разрешения он смешно сметает часть вишен и надо по остатку указать, сколько вишен он съел. Сане смешнее всего именно процесс "еды",а сами задания не вызывают трудностей, хоть десятки, хоть единицы там даны....



Вот еще задание на сложение больших чисел. Предлагается загрузить в фургон ящики с мячами. Вроде бы я видела эту игру даже с десятками тысяч, но могу ошибаться. Саня чаще всего играет в уровень с десятками и сотнями... Ну, как чаще всего... Раза два-три играл)))



Залить краску в емкость. Это была одна из первых игр на Матифике для Сани, и я не ожидала, что он так резво ее сделает. Но у него все разряды хорошо разложились в голове, поэтому ему без разницы, сколько ему там задали налить - хоть 125 литров, хоть 4592, он спокойно нажимает нужные кнопки нужное количество раз и ошибается только если по невнимательности - когда нажмет случайно больше, чем нужно. Благо в этой игре есть функция "слива", и можно исправить ошибку, если она случится. Честно говоря, до этой игры я не думала, что у него настолько хорошо уложились разряды чисел - мне казалось, что все-таки у него сотни сами по себе, а десятки и единицы - сами по себе.



Взвешивание. В этой игре надо подобрать нужные гирьки к заданным фруктам и написать число, которое получилось. Например, может так оказаться, что на одной чаше будет лежать гиря в 6 и 2 кг, а на другой - бананы и гиря в 3 кг. И надо написать, сколько же весят бананы. Саня отлично разобрался в этой арифметике, причем сам, без подсказок, и я даже думаю, что он понимает вес гораздо лучше, чем мне казалось, потому что про те же бананы в одном из случаев, когда они вышли весом чуть ли не в 9 кг, спросил, а разве могут бананы в самом деле столько весить! Я была удивлена, к слову сказать, потому что не думала, что он такие вещи хоть как-то анализирует, а вот поди ж ты!



Геометрия. Тоже весьма интересные и нетривиальные задания. Во всяком случае, в школьной программе я таких не помню.
Например, в одном из заданий надо из имеющихся фигур делать другие. Их можно разрезать и складывать.

Вот, к примеру, дано такое, и предложено сделать две трапеции.



Чтобы было понятно, скрин начала выполнения задания. Один из треугольников уже приделан к прямоугольнику, второй можно перевернуть, и "приделать" снизу. Если поднести к стыкам тюбик с клеем - то стыки исчезнут. А потом в этом задании шестиугольник нужно будет разрезать пополам - и выйдут две трапеции.



Еще одна отличная игра, благодаря которой я узнала, что Саня не только знает фигуры визуально, но и может их определять по описанию. Раньше я думала, что все фигуры, кроме совсем простых он может лишь показать, а тут выяснилось, что он и параллельные стороны понимает, и углы острые-тупые-прямые прекрасно определяет, и длину сторон, даже непараллельных может определить на глаз и сказать, равные они или нет. В связи с этим я задумалась о приобретении игры "Геометрика" от Банды умников. Раньше я думала, что именно задания подобного рода, когда надо описывать признаки фигуры словами Сане не по зубам. Оказалось, что я его недооценивала....



Игра, похожая на предыдущую, только надо найти фигуру лишь по одному признаку. Геометрический гольф. В задании пишется признак (или название) фигуры, клацаешь на нее - мячик продвигается ближе к лунке. Если нажмешь неверно - то "с потолка" свалится еще одна фигура. Есть несколько вариантов этой игры - где и разные многоугольники, и только одни треугольники, которые надо определять по признакам "прямоугольный", "равнобедренный", "остроугольный". Порой я наблюдаю, как Саня играет в эти игры - и удивляюсь тому, откуда и когда он успел узнать все, что там нужно знать??? Он очень редко ошибается, чтобы принять его ответы за случайность, чаще всего он совершенно точно понимает, о чем идет речь, но я не понимаю, откуда это все взялось???



Вот игра на периметр. Тут за единицу измерения дана клеточка и надо измерить стороны заданных фигур и посчитать, чему равен периметр. Само понятие Саня знает довольно давно, а вот так, чтобы считать - не тренировался до этой игры. Опять же, что меня удивило в его подходе, так это то, что он "оптимизирует" счет. Вот, к примеру, измерил он сторону квадрата, она была длиной в 2 единицы. Если честно, я ожидала, что он померяет и другие, а он сразу же сказал, что это значит, что надо 2 умножить на 4. Да-да, так и сказал, что надо УМНОЖИТЬ! И умножил))) Вот честно скажу - думала, будет считать, прибавляя клеточки одна к другой, а он взял и стразу перешел на умножение. Понятное дело, я знала, что он его понимает, но до этого задания он его не использовал без моей подсказки, и даже с ней не очень-то стремился, а тут - на тебе! Приятно,однако!



К слову про умножение. Есть в Матифике задания и на умножение, но я опасалась их давать Сане, потому что ему это еще сложно, хотя суть он и понимает. Потом рискнула - и не прогадала! Он,хотя и  с трудом, но все-таки вполне прилично делает эти задания. Правда, в особо сложных случаях пытается пересчитать квадратики обычным способом, один за другим, но все-таки идея умножения в его голове укореняется и он даже стал изучать таблицу более сознательно, видимо, ему показалось это нужным в связи с играми)) Я не заставляю, ни в коем случае, просто он сам же себе создает задачи, где надо умножение использовать, и сам же потом мучается от того, что не знает таблицу. Все таки понимание сути умножения и не знание таблицы - это сложно для использовании умножения при случае, так что надо ее учить, конечно, раз уж дошло до этого... Ну, а так, можно сказать, что я поняла, что в математике - именно умножение для Сани зона ближайшего развития.



Задания на дроби. Их много разных уровней, некоторые такие, в которые и я не отважусь зайти, если честно! Но вот задания, где надо определять дробь и записывать ее графически, или складывать дроби с одинаковыми или близкими знаменателями, Саня решает без проблем. Глядя на это, я вообще недоумеваю, почему в школе дроби начинают проходить так поздно, кажется, уже после начальной школы. Впрочем, там же наглядности не так много, а без нее дроби могут оказаться очень даже трудным заданием. У нас же наглядности именно в дробях хватает, я уже писала про дроби Никитиных,которые у нас с Саниного года, и еще мы играем в"Делиссимо"от Банды умников, так что и на Матифике дроби для Сани, за исключением совсем уж заковыристых случаев, труда не составили.



Конечно, я показала далеко не все задания, во многие мы и не играли, не дошли.

Мне понравился ресурс, очень понравился! И в первую очередь тем, что для нас там много чего есть такого, что реально для нас "навырост". Это, к сожалению,  редкость, потому что курс начальной школы для Сани представляет мало трудностей, и обычно задания, где только началкой и ограничено, заканчиваются очень быстро. А те ресурсы, которые предназначены для более старших школьников - слишком уж сложные. Тут же вполне приличные 5-6 класс, и хотя часть заданий там довольно обычные - на арифметику, умножение, или те же дроби, но во-первых, они порой намного сложнее по сути, а во-вторых, там есть то, до чего Саня на данный момент просто не дорос - например, те же проценты, но он про них знает, осмысляет, и хорошо, если игры с такими понятиями будут под рукой. Так что, я думаю, мы будем использовать этот ресурс еще не раз.
В основном Саня "пасется" в районе заданий для 1-2 класса. В них тот уровень, который ему не скучен по причине того, что слишком легкий,и он этих заданий не боится по причине чрезмерной сложности. Они как раз для него - по силам и по интересу. Так что определяю уровень его математического развития на возраст 1-2 класса школы, с заскоком в третий)))
Кстати, обнаружился еще один положительный момент в этих играх - они помогают в тренировке чтения. Большинство игр - не озвученные, задание надо прочитать, а я специально отказываюсь это делать, и Саня читает сам. Слова не самые простые, но я заметила, что те слова, что обозначают геометрические фигуры, Саня читает уже интуитивно, не по слогам. Например, открывается задание, и уже через секунду Саня выдает, что надо сделать из фигур параллелограм - прочитал и осознал. Меня порадовало такое "интуитивное" чтение, хороший неожиданный бонус от математики)))
К слову, при регистрации через е-мейл 10 дней использования дается бесплатно. А цена вполне демократическая, особенно, если учесть, насколько сей ресурс полезен! Это же кладезь для школьников и всех любителей математики!

Проверено на себе!, Ссылки, Геометрия, Математика, Математика-наше всё!

Previous post Next post
Up