Вот как я могу не быть уверенной в том, что ребенка не надо ни к чему принуждать, если у меня такой ребенок, который без этого самого принуждения начинает просто расти на глазах?
Все, что Саня умеет к данному моменту своей жизни он освоил не благодаря моему участию, а благодаря его отсутствию. Есть вещи, которые я старалась ему привить - но они либо прошли мимо, либо усвоились в минимальном объеме - совсем не в том, какой был заложен в усилиях. Многое из того, что я пустила на самотек - имеет весьма очевидный прогресс, кое-где для меня необъяснимый. Так было в свое время с конструкторами - когда ребенок из "нехочухи", который отворачивался от любого предложенного конструктора вдруг стал их фанатом и очень даже умелым собирателем буквально за пару месяцев. Мама отстала - и прорезалось желание!))
Почти тоже самое я наблюдаю сейчас в чтении.
Меня не столько удивляет факт того, что он читает, сколько факт того, что ему это очевидно нравится, прямо затянуло! Читает все, что попадается! На большие тексты пока не хватает, конечно, но думаю, что за день он прочитывает не меньше двух сотен слов просто так - по ходу дела (пыталась фиксировать, получилось где-то около этого). Техника очень повысилась, на мой взгляд, стал читать почти слитно многие слова, на сегодняшний день скорость чтения 15-20 слов в минуту, норма первого класса! Конечно, сильно помогли игры
Мерсибо, но тенденция к постоянному чтению начала складываться еще до них.
И самое-то главное - это все происходит БЕЗ МОЕГО УЧАСТИЯ! И даже, я бы сказала - прогресс идет именно благодаря тому, что я перестала в этом участвовать, потому что когда я изредка прошу его что-то почитать сама, он почти всегда отказывается, при том, что сам постоянно что-то сидит и пытается прочитать - как по-русски, так и по-английски. Удивляет не то, что он читает, а то, что я его этому фактически не учила - он сильно сопротивлялся, не выказывал никакого интереса к этому, и чтение для него никогда не было в приоритете. Моя мама говорит, что я, к примеру, сама сильно хотела научиться читать, просила ее, чтобы она меня учила (правда, я была постарше), иногда в ленте вижу, что дети - хотят читать сами, а Саня - не хотел, интереса не выказывал, и вот такой результат в итоге, к 4,5 годам. Не понимаю я вообще ничего в его воспитании....
Вот видео, правда, абсолютно не показательное - как только появляется камера, все навыки у Сани стремительно ухудшаются. Но, мне кажется, что все равно виден прогресс. Книжку он видит в первый раз в жизни.
Click to view
В связи с этим я все больше и серьезнее задумываюсь о школе и о том, что же мне с ней делать, при таком-то Сане? Как вообще при таком подходе с ребенком можно делать что-то систематически? Мда....