Давно я ничего не писала про то, как движется наше самостоятельное чтение и неспроста - потому что оно опять никак не движется. Точнее - не движется с моей стороны, и с моим участием, а со стороны Сани - прогресс весьма очевидный.
Я тут размышляю иногда на тему того, как бы можно было бы передать свой опыт в его обучении хоть кому-то, хоть как-то, и понимаю, что передавать-то нечего - опыта нет, все происходит как-то само собой, и часто не благодаря моим усилиям, а как-то поперек них. Пожалуй, у меня за все 4 года было только одно достижение - я научилась не торопить события, научилась ему самому решать, чем заниматься и с какой скоростью, вот и весь мой опыт. Не уверена, что он подойдет для всех, но у меня вот так, и с Саней иначе точно не будет....
Так вот, вернусь к чтению:
С тех пор, как Саня реально осознал суть чтения, прошло примерно 5 месяцев, первые два из которых я как-то пыталась этот навык развивать - игры там всякие рождались, тренажер пытались читать, книжки. Сначала Саня вроде нормально относился к этому, а потом опять начал отказываться, а мотивировать его я не умею. Ну, и я опять от него отстала - всем будет проще и нервы будут целее. Казалось бы, без тренировки нет прогресса - ан нет! Читает он сейчас явно намного лучше, чем раньше, пока по складам, но быстрее, чем на кадрах, снятых месяца три назад, а главное - с желанием. Просто берет и читает все, что попадается - если мультики смотрит, то останавливает на титрах и читает их, спрашивает, что это за слова ("режиссер, оператор, мультипликатор и пр.), если книжку видит - читает название и все, что покрупнее, если на планшете играет - читает все, что вылезает на экран. Нет, он не стал читать книги сам, и не испытывает таких желаний, но зато теперь обращает внимание на крупные надписи САМ и читает их сам, все лучше и лучше. В общем, прогресс происходит, но без меня, думаю - к школе он будет читать очень даже сносно и, надеюсь, даже книги, а раньше мне уже и не надо....
Еще один интересный момент - он гораздо больше любит "писать", чем читать, под "писать" я имею в виду составлять слова в разных видах. Именно рукой пишет редко - все-таки пока тяжело, а вот из магнитных букв составлять, или печатать - хлебом не корми, причем тут он выбирает слова подлиннее, позаковыристие. Недавно напечатал ТРАНСВОМЕР (что означает -трансформер) сам - мы дали компьютер и ушли из комнаты, чтобы не напрягаться и не мешать, увидели только результат)). Периодически ищет что-то сам в Ютубе, самый сложный запрос - МИНИ ПОГРУЩИК (я даже процесс на видео, но решила не выкладывать, долго очень ковырялся), главное - Ютуб его понял и нашел то, что он запрашивал))). Ну, и вообще - писать ему интереснее, что понятно - он же знает, что за слово пишет, ему все понятно заранее. Иногда мне кажется, что он каждый раз как-будто заново открывает для себя технику составления слов, и этот процесс (открывания) ему нравится гораздо больше, чем сама техника. Любит читать слова и в одну и в другую сторону, сознательно - смешит его это.
К слову сказать, в детском саду они проходят сейчас, как звучит первая буква в слове, выполняют задания, где надо с буквой соединить картинки, которые с нее начинаются. Воспитательница гордо мне показывает, чему он "научился", а я радуюсь только тому, что он не саботирует, а пока выполняет все, как надо, понятное дело, что ему оно раз плюнуть, после "трансвомеров"-то))).
А еще меня периодически посещает такая мысль - несмотря на то, что я несколько разочарована в РР в целом, я нахожу в нем очевидный плюс - и он заключается в том, что у ребенка, благодаря этому самому РР есть время многие вещи осознать совсем в другому качестве, без торопливости, без наслоения сверху множества сведений, которые нужно обязательно "сдать" к такому-то числу. Я вспоминаю своего племянника и его английский, когда через год после начала обучения обнаружилось, что он его терпеть не может и не знает даже алфавит, хотя первый месяц обучения говорил, что ему это очень интересно. А получилась такая штука - он не успел освоить какие-то вещи в отведенное время, а дальше стал теряться из-за незнания этих вещей, потому что усваивать уже было некогда, надо было идти дальше, а дальше было сложно - потому что росно непонимание того, что требуется. И уже примерно через год он имел меньше того, с чего начал - ведь сначала он хотя бы имел положительное мнение о таком предмете, как "английский язык", а через год он его стал ненавидеть, а знаний не заимел.... У ребенка с РР - есть много шансов такого не повторить, потому что ему дается время как бы для нескольких попыток начать все сначала. Да, можно там кивать на возраст и на то, что в 4 года буквы усвоить проще, чем в год и прочее, но пока получается все наоборот. Я наблюдаю за Саней, и вижу, как он раз за разом одно и то же начинает как-будто сначала. Казалось бы - усвоил уже давно, можно идти дальше, а он не идет, сопротивляется, часто даже оставляет какое-то дело, а потом через время возвращается к нему - и как бы начинает сначала, заново, переосмысляет, только добавляет к этому еще что-то новенькое, более глубокое что ли, какую-то фишку, новое прочтение... Если бы он начал изучать эти вещи позже, или в школе - у него просто не было бы на это времени, а так он имеет шанс увидеть и понять многие вещи, обыденные, привычные для нас - на каком-то другом уровне. А самое главное - в школе у него не было бы шанса оставить на время какую-то вещь и вернуться к ней через время, с другим уровнем осознания. Фишка вся только в том, чтобы не превратить РР в ту самую школу, только на несколько лет раньше, и не начать работать на "экзамен", а просто отпустить ребенка, дать ему осваивать что-то в том темпе, в котором ему интересно самому....
Вот, пожалуй, на данный момент это самая основная польза от РР, которую я для себя осознала.