Уже несколько раз я пыталась написать, что я думаю о похвале, и каждый раз мне что-то мешало. Наверное, мешало то самое качество, которое у меня сформировалось в процессе взросления, потому что меня часто хвалили. И качество это весьма нехорошее - я очень часто не довожу начатое до конца.
В какой-то момент, уже будучи взрослой, я поняла, что у меня парадоксальная реакция на похвалу - я могу что-то делать уперто и самоотверженно до тех пор, пока кто-то не обратит на это внимание и меня не похвалит. Это каким-то образом сразу обесценивает для меня то дело, которому я до этого отдавалась со всем пылом и я начинаю ожидать, что и дальше мои усилия будут замечать и хвалить. Да, я выросла, я научилась с этим бороться и убеждать себя, что так - не правильно, что я делаю что-то не ради похвалы, а для себя самой, но внутри это все равно есть. Причем, если я напрашиваюсь на "комплимент" сама - то такой реакции не происходит, наоборот - я приобретаю дополнительный стимул для дальнейшего движения.
Когда я прочитала книгу "Безусловные родители", где довольно подробно рассуждается на тему похвалы, ее надобности и способов применения - я сразу внутренне согласилась с тем, что там написано, особенно в части, что порой похвала со стороны мешает личной мотивации человека.
Но вот что интересно - в некоторых аспектах я так пока и не разобралась, так и не поняла, как же все таки поддерживать ребенка, чтобы он не был зависим от похвалы и в то же время чувствовал одобрение родителей.
Вспоминаю опять себя. Мои родители всегда мной гордились, еще бы - круглая отличница в обычной и музыкальной школе, успеваю посещать еще 2-3 кружка помимо этого, пишу стихи, пою, не доставляю никаких проблем - не гуляю, никакого переходного возраста, скромна и умна, красавица, комсомолка, спортсменка.
И довольно часто на семейных посиделках они любили включать записи стихов, которые я рассказывала в 2 года, или песен, которые я сочиняла в 12. Хвастались и радовались, наверное, хотели мне сделать приятное. Вот только меня это жутко бесило, если честно - с высоты возраста и приобретенного профессионального опыта я слышала, насколько плохо звучат эти песенки, насколько сильно я пережимаю голосом (я пела совсем не так, как дети на "Голосе"), ну, а стихи с выговором двухлетки я вообще не могла слышать. Это другого человека слушать смешно - а себя очень стремно и невыносимо. И ведь делали они это точно не для того, чтобы меня позлить - я уверена, вот только, по-моему,так и не поняли, почему я так сильно злилась, когда они все это включали и не хотели выключать, когда я просила. Думаю, это был их способ выразить мне одобрение, ведь им искренне нравилось то, что я делала, я знаю, что они это слушали не только в моем присутствии, но без меня - пусть, а вот при мне, да еще при гостях я это просто не выносила.
Похожие чувства испытывал и мой брат, когда на застольях родители начинали его превозносить и рассказывать о его успехах на почве спорта, а другой брат, помнится, говорил, что его бесило, когда его хвалили за наведенный, допустим, порядок - он говорил, что он делает это для себя, а не ради похвалы, а она как-будто все обесценивает.
Я почти не хвалю Саню в традиционном смысле этого слова. Однажды, когда ему было 2 года, я поймала себя на том, что выдаю ему похвалу просто автоматом: "Покушал - молодец, пописал - молодец, нажал на кнопку - молодец, посидел спокойно - молодец"... молодец, молодец, молодец... Я даже не задумывалась, кажется, просто говорила и все. И как раз тут-то и подоспели "Безусловные родители", и я перестала раскидываться "молодцами". Теперь чаще всего я говорю, что "Мне нравится, что он сделал и как сделал", его, кстати, это радует - глаза начинают светиться, но только с тех вещах, которые для него даются нелегко. Самое интересное - часто я замечаю у него такую же парадоксальную реакцию на похвалу, что и у меня -порой он занимается чем-то совершенно увлеченный, и мне действительно это нравится, и я ему сообщаю об этом - и все, и он почти сразу остывает. Поэтому я стараюсь оценивать, насколько много усилий он прикладывает к тому, чтобы что-то сделать, и подбадривать на трудных этапах, а там, где он справляется без проблем - не сильно акцентировать внимание, двигать дальше.
Опять о себе - помнится, самая частая похвала в мою сторону была по поводу учебы. Но мне эта похвала не давала ровным счетом ничего. У меня как-то недавно даже спор вышел по поводу того, что мне эта похвала помогала хорошо учится - я считаю, что не помогала совсем. Просто делать меньше, чем делала я - просто невозможно. Я не делала в школе ровным счетом НИЧЕГО, от слова совсем. Ни устные задания, ни письменные. Иногда я делала домашнюю работу на перемене, иногда сразу после того, как ее задали, за две минуты, которые оставались до окончания уроков, дома у меня на уроки уходило 0 минут. Выезжала я засчет хорошей памяти и того, что всегда много читала разного, все, что попадалось под руку, ну и плюс - была дисциплинирована, уроки без причин не прогуливала, на вопросы - отвечала... Так вот похвала в данном случае меня скорее развращала, я считаю - лучше бы мне говорили, что хотя я здесь и отличница, но есть и более серьезные требования, и хорошая память - еще не все. При этом, как я помню, мои истинные интересы часто игнорировались, никаким образом не отмечались, и то, где я реально себя перебарывала - не замечалось. К примеру, я очень любила сцену, и любила выступать, но при этом боялась публики. На тот момент перебороть себя и выйти к зрителям для меня было серьезным достижением, но когда я пыталась об этом рассказывать, меня часто обрывали со словами:" У тебя что, звездная болезнь началась?". А для меня это было гораздо более серьезным внутренним достижением, чем закончить год "на все пятерки".
Пока никаких однозначных выводов насчет похвалы я не сделала - нужна она или вредна, помогает или мешает, мотивирует или развращает. Вывод я сделала лишь один - стоит внимательно прислушиваться к тому, какую реакцию вызывает похвала или проявление гордости не только у ребенка, но и у взрослых людей. Часто даже комплимент может оказать очень странное воздействие. Помню, одно время мне все мои знакомые вдруг стали делать один и то же комплимент - сообщать, что я очень хорошо выгляжу. Самое интересное, я не прикладывала к этому никаких специальных усилий и целей измениться не ставила, но вот что-то во мне изменилось и это все отметили. Сначала было приятно, но после десятка подобных комплиментов меня это начало раздражать - сложилось впечатление, что раньше я выглядела просто отвратительно и теперь на фоне прошлого выгляжу очень даже ничего, достойно комплимента. Я понимаю, люди хотели сделать приятное, но для меня эффект оказался довольно странным. Думаю, не только у меня было подобное, и это ли не повод задуматься? Или вот совсем недавно мне объявили, что я - цитирую- "самый главный человек в саду". Это было перед концертом, когда я взбрыкнула оттого, что на меня слишком много навалили. Честно - мне этот "комплимент" совсем не понравился, потому что лучше бы мне денег побольше платили, чем эпитеты давать. Я не хочу работать за "вымпел", предпочитаю, чтобы меня отмечали материально, а похвалу могут отдать кому-нибудь другому.
И напоследок, одна довольно необычная история, по теме комплиментов и похвалы. Один мой знакомый с детства был редкой красоты мальчиком. Настолько ярким внешне, что самое частое, что он слышал в детстве это: "Какой красивый ребенок!", "Какой хорошенький!", "Какой милый!". При этом у "милого ребенка" уже года в три отмечались странные "закидоны" - например, он на всех фотографиях корчил рожи, всегда перекашивал лицо и закатывал глаза. Тогда цифровых фотоаппаратов не было, да и пленочные были не у всех, поэтому из детства у него почти нет фоток с нормальным выражением лица. Еще у него лет с шести порой бывали странные поступки - к примеру, он выстригал себе волосы на голове. Не так, как многие дети "подстригал челочку", а очень радикально, до лысины обрезал волосы по всей голове. Однажды даже пытался прижечь себе лицо. Понятное дело, можно было подозревать все что угодно, но психиатрия отсутствовала. А недавно, в разговоре о детях, он вдруг рассказал, почему это делал. И причина оказалась в его красоте, в том, что все постоянно обращали на это внимание, постоянно восхищались. А он не хотел быть "миленьким", он чувствовал себя "настоящим мужиком", собирался стать военным, занимался спортом и все эти "комплименты" ему были как ножом по сердцу. И он таким образом пытался эту красоту уничтожить, сделать так, чтобы ее не было.
Конечно, такие случае - редкость. Но все же, пожалуй, стоит быть внимательными к детям не только в случае проблем, но и в случае достижений - не так уж мало зависит в жизни от вовремя невысказанного неуместного или формального одобрения.