Захотелось мне попробовать описать своего ребенка, какой он есть в свои четыре года.
Не вижу смысла описывать его достижения - я и так пишу о них чуть ли не каждый день))) Постараюсь описать его личность, думаю, это не менее интересно, чем то, чему он смог научиться!
Пожалуй, одна из самых главных его характеристик - непредсказуемый. Уж на что, казалось бы, я его стараюсь понимать, но частенько я не могу угадать, как он поведет себя в той или иной ситуации. Причем, иногда даже там, где уж казалось бы, все изучено досконально.
Вот примеры:
Саня очень любит роботов-трансформеров, и папа на ДР решил купить ему постельное белье с трансформерами. Казалось бы, беспроигрышный вариант, тем более там самые любимые его герои - Бамблби, Оптимус... Довольный папа приносит ему этот комплект, разворачивает, предвкушая восторг... и слышит в ответ: "Убери это, мне не нравится, я такое не хочу!" Вот честно - чего угодно мы ожидали, но не этого....
Буквально сегодня взял и с разбегу забежал в лужу, глубокую, хотя уже давным давно знает, что по лужам мы ходим только в резиновых сапогах и уже года два такого не делал. Ничто не предвещало, как говорится. Сам потом он это прокомментировал так: "Я не ожидал, что она такая глубокая", но для меня так и осталось вопросом, почему его вообще понесло в лужу?
В саду слышу как-то - орет Саня в спортивном зале на всю ивановскую. Инструктор по физре пришла и просит его успокоить, говорит, что даже не поняла, что произошло, пришел в зал в хорошем настроении - и вдруг просто начал громко плакать и кричать. Я еле добилась от него объяснения. Оказалось, что он замерз и попросил утеплиться, но попросил себе под нос, его элементарно никто не услышал. Он же воспринял молчание, как запрет, расстроился и начал плакать. Представляю, как это выглядело со стороны - стоит себе ребенок среди других и вдруг начинает громко плакать. Я такое и сама не раз наблюдала. Пока не удается объяснить, что надо убедиться, что тебя слышат, а потом уже делать выводы...
Иногда может странно отреагировать на невинную, или даже положительную характеристику. Например, дядя мужа назвал его полярником, за то, что у него капюшон с опушкой. Саня так расстроился, что сказал, что в этот дом больше никогда не придет, потому что ему "сказали неприятность". Убедить, что полярник - это хорошо не очень удалось, даже пример с серией Фиксиков, где Дим Димыч играл в полярников не сработал...
Или вот в сегодняшнем
интервью, когда я его спросила, кем он хочет стать, и где он хочет жить - я ну вообще не ожидала таких ответов! Неожиданно, совсем!
А самая главная неожиданность, приятная, меня ожидала летом, когда мы ездили на море. Я никак не ожидала, что Саня так отлично выдержит дорогу, и так хорошо будет себя вести в целом, а он и тут оказался непредсказуемым. Надеюсь, что в другой раз неожиданности будут не менее приятными))
Очень любознательный. Дело даже не в тысяче вопросов в день, и в постоянных просьбах "Найди видео, как делают чашки\машины\ макароны\ кисель\ ленты\ шарики\ коробки\ крахмал..." , а в том, как он это все осмысляет. У него простоянно происходит процесс "думания", все время выдаются какие-то версии, сравнения, поиски причин, анализ, синтез, постоянно рождаются гипотезы. Это создает ряд проблем, потому что есть гипотезы, которые проверить легко, к примеру, поставил он рядом два стакана, налил воды в один и сунул трубочку, согнув так, чтобы она переходила из одного стакана в другой. По его версии - вода должна была по трубочке перелиться в пустой стакан. Устное объяснение, что такого не произойдет его не удовлетворило, сказал, что "хочет проверить сам". Ну, проверил, какие проблемы? А вот желание самому сделать планету, причем, не модель (из пластилина, к примеру), а именно настоящую огромную планету, не удовлетворить никак, как можно догадаться, вот только он часто такие отказы воспринимает в штыки и жестко настаивает: "Давай сделаем!", и хоть пляши! Вообще, мыслит глобально и в целом в правильном направлении. Через это уже немножко знаком с теорией "Большого взрыва" и прочих довольно сложных вещей, которые я и сама-то плохо знаю и понимаю. При этом жизнь насекомых или животных его по-прежнему почти не интересует - то ли в силу отсутствия "глобальности", то ли он и так о них знает достаточно, не могу разобраться. Исключение составляет человек - как он появляется, и как в нем все устроено. Технарь стороцентный. Даже те вещи, которые его интересуют, все равно так или иначе связаны либо с техникой, либо с процессом их производства. Иногда он выясняет сначала, делаются эти вещи или растут, и если растут - то больше вопросов не имеется, а если делаются: "Покажи как!".
Очень упорный, я бы даже сказала - упёртый! Если Саня что-то решил - тушите свет, он будет своего добиваться любыми средствами. К счастью, в последнее время он научился ждать и не доставать постоянными просьбами и требованиями. Иногда ждет довольно долго, лишь изредка, пару раз в месяц, напоминая о своем желании. К примеру, с лета, почти 4 месяца ждал конструктор "Город мастеров". Увидел рекламу по телевизору, и захотелось. В результате купили ему этот конструктор на День Рождения, что поделать, раз так хочется ребенку)) Если какие-то ситуации сиюминутные, и его желание не совпадает с действительностью - неминуем скандал, которым он пытается отстоять свое желание. К примеру, в саду- пора идти в группу с прогулки, а Саня по какой-то причине еще не готов. И вся группа в результате стоит и ждет его, или наблюдает истерику с криками, а я потом выслушиваю претензии. Дома, конечно, такие ситуации решить проще, достаточно немного подождать и обозначить время для решения проблемы. Упорство - в целом отличное качество, но к сожалению, в Санином случае оно часто применяется не в тему. Радует то, что он, будучи очень умным ребенком, делает выводы и постепенно число таких нелепых случаев становится меньше. В глобальных же делах, к примеру, в том, заниматься ему в саду или нет - он отстаивает свое желание с упорством танка, и даже почти добился успеха,от него отстали и почти не требуют, чтобы он сидел на занятиях вместе со всеми. . Надо ему отдать должное - тут он тоже действует не наскоком, а постепенно и очень даже аргументировано, и несмотря на давление со стороны воспитателей - продолжает гнуть свою линию.
Для полноты картины - я с ним солидарна. Ему совершенно не нужны эти занятия, на которых дети учатся считать до 10, изучают пять плоских фигур и четыре цвета, и учат стихи Барто. Я уже сказала и воспитателям, и методисту и заведующей, что его привлекать к занятиям не нужно, и это даже соотвествует нынешним Образовательным Стандартам. Те занятия, которые ему что-то дают - ему и интересны. Он участвует и в лепке, и в рисовании, и особенно - в физкультурных занятиях.
Импульсивный и взрывной. Максималист. Вот описанный выше пример с "замерзанием" в физкультурном зале - очень показателен в плане импульсивности. Он своим криком вовсе не пытался добиться желаемого он просто очень резко отрегировал на "запрет утеплиться", как ему показалось. И таких примеров можно привести массу, когда плач - не попытка манипулировать, а от неспособности сдержать эмоции. Конечно, это можно было бы списать на возраст, если бы это не было один в один отражением моих личных качеств. И к сожалению, это не самые мои любимые качества в себе. И хотя я понимаю, что частично импульсивность и эмоциональность дают мне возможность "чувствовать" мир на уровне интуиции, как и ему, я бы очень хотела, чтобы он умел это контролировать. Не уверена, что я смогу его этому научить, потому что и сама толком не умею, вернее умею только эпизодически, а папа - действует несколько не теми средствами, потому что не понимает природы этих проявлений. Получается некий замкнутый круг. Очень надеюсь, что мужские гормоны помогут ему обуздать со временем эту импульсивность и переведут ее в положительный эквивалент.
Не могу понять, нравится ему внимание или нет. С одной стороны - он всегда очень громкий, стремится выделиться, особенно, если это связано со знаниями, которыми, как он считает, обладают люди взрослые. В саду была съемка местного телевидения, так Саня прямо "звездил", отвечал на большую часть вопросов, и даже стал по собственному почину показывать то, о чем спрашивали, хотя требовалось только ответить. Обычно он сидит и молчит на любые вопросы, или отвечает "Не знаю" на самые элементарные вещи, а тут - прямо разошелся. Тоже было неожиданно и непредсказуемо. В то же время - не любит выступать совсем, зажимается просто до безумия. Со всеми вместе - еще куда ни шло, а вот один - никак. Играли на занятии в игру, где один ребенок котик , а остальные мышки. Саня сам вызвался, и пока изображал котика, весь согнулся, скукожился, зажался и вообще после этого отказался водить. Такая же ситуация была с хороводом, где все по-очереди выходят в кружок и танцуют - один раз станцевал еле-еле, как бревно, и наотрез отказался повторять этот "опыт". Сам же при этом давно уже говорит мне, что хочет "выступать на сцене". Вот поди его разбери!
Еще одна его фишка - это полное несоответствие внешнего облика и внутреннего содержания. Опять же - это целиком и полностью соответствует тому, что есть у меня. Я до сих пор частенько в зеркале вижу не то, что ожидаю внутри. Он - тоже. Он даже говорит, что ему не нравится, как он выглядит, и считает, что он некрасивый. Думаю, это у него связано с тем, что он видит в зеркале маленького мальчика, каковым себя не ощущает. Он совершенно не принимает тот факт, что он равен детям, с которыми ходит в одну группу, и явно себя противопоставляет им. Он ощущает себя на одной планке со взрослыми, хотя и понимает, что он "не большой". По его собственному выражению, он "чуть-чуть большой, то есть - средний". Постоянно пытается контролировать дисциплину в группе, хотя этим навлекает на себя же проблемы - успокаивая других детей, кричит громче всех, и за это, конечно, получает неприятности. Я его спросила, кто в группе самый главный, он сказал: "Трое - я, Ирина Юрьевна и Елена Борисовна". Ну, спасибо, хоть не он один)))
Опять же внешне он выглядит этаким милашкой, с которым, казалось бы, только тискаться да ласкаться, при этом может меня оттолкнуть, когда я его обнимаю, и сказать, что "ему некогда". Наверняка выглядит очень послушным, что совершенно не соответствует истине....
Поведение у него тоже часто очень специфическое. Если лет до двух он выглядел, как очень умный бука, то сейчас он частенько выглядит, как дурачок (да простит он меня!). Вот правда - сколько раз я пыталась посмотреть на него со стороны: бегает расхристанный, шапка набок, сопли до пояса, издает странные нечленнораздельные звуки - то ли говорить не умеет, то ли не все дома, на "позывные" не реагирует (хотя я вижу, как коситься слегка - типа, а что если я продолжу, что ты сделаешь?). Короче - видок еще тот .Вот честно - не знала бы, что он на самом деле такой умный и вдумчивый - решила бы, что ребенка явно надо "корректировать"и срочно заниматься с ним, пока не стало слишком поздно. Будете смеяться - тоже от меня))) Многие, пообщавшись со мной, удивляются, что у меня в голове так много всего, и что я умеют неплохо думать, потому что внешне этого совсем не скажешь)))
В общем и целом - это ребенок сложный, "человек -парадокс"))). Думаю, именно из таких детей при большом давлении вырастают отпетые хулиганы. Я не даю ему оценок, но к сожалению, так поступают не все, даже наш папа довольно часто вешает ярлыки как на самого Саню , так и на его поступки, хотя по зрелому размышлению находит истинные причины для такого поведения. Насколько я могу судить - воспитатели в саду тоже пытаются это делать - понимать причины его поведения, хотя им это, конечно, дается труднее и их можно понять - у меня он один, и то я порой готова от него повеситься, а у них - по двадцать человек, и тоже не подарочки))
Но будем смотреть правде в глаза, я очень удивилась бы, если бы у меня родился другой ребенок, с другим характером и интеллектом - от осинки не родятся апельсинки)))
Так что это мой, единственный и неповторимый, и самый-самый любимый человечек!