Click to view
На прошлых выходных мы, с подачи моей мамы, выбрались со Стасом на замечательный концерт в филармонию. Это был подарок на мой день рождения, причем концерт должен был состояться еще в сентябре, но из-за болезни дирижера его перенесли почти на полгода. Ждать однако же стоило: за пультом стоял Федосеев, дирижировал своего, как говорят, любимого Чайковского и в 90 лет осилил полноценные два отделения. Программа называлась «Письма к тебе», и музыка чередовалась с чтением отрывков из переписки композитора. Читал Егор Бероев, своим интеллигентско-щегольским видом как нельзя кстати вписавшийся в атмосферу КЗЧ. Ну, что могу сказать: это был день счастья. Уж насколько у меня тугое на классику ухо, но даже меня окрылило и вознесло над всеми нашими повседневными дрязгами, ужасающими новостями, тревогой и пр. И даже для меня нашелся у Чайковского знакомый мотивчик, который памятен с детства и который с первых аккордов подхватывает и увлекает. Все-таки классическая музыка лечит, приподнимает над действительностью, напоминает о каком-то другом, правильном порядке вещей. Закрываешь глаза и видишь/слышишь разливы широкой реки (Рахманинов), играющих в цветущем саду детей (Моцарт), легкий дождь и шум пролеток за окном (Шопен), стройные готические своды (Бах), придворный барочный карнавал (Гендель), шквалистый ветер и гул мотора (Шостакович) и снова реку с илистым дном и тиканье часов (Гласс).
А Чайковский был очень разный, но во всех своих ипостасях пронизанный ощущением праздника, глубиной и одновременно легкостью. В поэзии для меня такой Пушкин. Классический, но не скучный, радостный, но не поверхностный, мудрый, но не мудреный. Очень хорошо были подобраны отрывки писем. Вот, например, читает Бероев о том, как Чайковский открыл в Париже удивительный инструмент - челесту; и тут же звучит танец феи Драже. Или читает о том, как ветер шумит по клинским просторам и кузнечики стрекочут, как трещотки; и следующее произведения начинается звонкой трещоткой, за которой уже вступают струнные. А когда перед «Манфредом» был отрывок о том, что Россия вновь стоит на пороге войны, и что музыка должна служить делу мира, и что, может быть, удастся сильным мира сего решить все вопросы дипломатическим путем... Это было ножом по сердцу, сидишь и думаешь: «Госп-ди, полтора века прошло, столько времени и, что страшно, крови утекло с тех пор, и ничему, ничему никого история не учит, опять у нас все то же самое, и с каждым витком все бездарнее, амбициознее, тупее притязания и все выше цена, которую за них приходится платить». Короче, почти до слез проняло, и не меня одну. Зал, к слову, был полный и, что приятно, весьма разнообразной публикой. То есть не только извечными женщинами 50+, на которых, как известно, держатся наши концерты, да и не только они. Была приятная модная молодежь, интеллигентная бабушка с музыкальной внучкой (у которой даже на колготках были нарисованы скрипичные ключи!), даже редкие мужчины.
Мы со Стасом оба получили удовольствие и решили, что надо непременно выбраться куда-то еще. После таких удачных культурных походов сразу появляется энергия и хочется что-то делать, планировать, новые книжки читать, смотреть кино, - в общем, «интересоваться интересным». Теперь главное - не растерять этот запал, а сохранить его подольше. Да, в конце оркестр еще «бисанул» «Испанским танцем» из «Лебединого озера», который задал приподнятое бравурное настроение на весь остаток дня.