С момента выхода последнего поста столько всего произошло! Год с хвостиком - и совершенно другая жизнь. Мне казалось, что с путешествиями придется повременить, но у
staskikotx появилась возможность взять отпуск в самый разгар золотой осени (и до очередного локдауна) - и мы поехали штурмовать Смоленск.
Совершенно непонятно было, как люди отдыхают с детьми, но теперь это наша новая реальность. В итоге даже без своего транспорта и без слинга, но с массивной коляской, можно гулять по незнакомому городу до упаду, ходить в музеи, в кафе, по магазинам и не быть вытолканными оттуда взашей.
Смоленск произвел очень хорошее впечатление. Мама, по чьей рекомендации мы туда поехали, говорит, что местные сетуют на массовый отток молодежи, упадок, запустение и все то "итп.", которое творится в нашей провинции. Но турист этого не замечает и не чувствует, для нас золотые Смоленские времена были вот сейчас, в октябре 21-го.
Во-первых, Кремль. Раскиданный кусками по всему городу. У нас таким куском торчит Китайгородская стена, но в Смоленске крепостные осколки смотрятся куда более живописно. В башнях - музеи. Например, мы с удовольствием сходили в музей льна, такой маленький уютный и старомодный музейчик с камерной и подробной экспозицией, с суровыми на вид и de facto очень сердечными смотрительницами.
Из-за того, что кремлевская стена как бы пробита в нескольких местах, невозможно провести границу между старым и новым городом, исторический центр растекается, как пролитое молоко, во все стороны, и смешивается с новыми районами.
Во-вторых, зелень. То есть золото и, конечно, багрец. Два старых городских парка: местный 'Тиволи' и мемориальный, навевающий мысли о войне 1812 года. И о соответствующем романе, ведь где-то тут Николай Ростов помогал княжне Марье совладать с бунтующими мужиками. Через всю центральную часть города проходит длинный променад, обсаженный липами и кленами. На него, как на нитку, нанизаны самые интересные здания города: филармония, Дом творчества молодежи в бывшем купеческом особняке, дворец бракосочетаний - тоже в бывшем особняке, конструктивистские коммуны. Знакомая мешанина эпох и стилей. И вообще местами Смоленск очень похож на Москву: широкими улицами, домами, потоком машин, планировкой районов и, к сожалению, ценами.
И многообразием похож. С одной стороны, город ключ, западный бастион, форпост. С другой - визитная карточка для соседей, та самая одежка, по которой встречают. Есть исключительно европейский уголок с недействующим костелом и католическим кладбищем. Есть, опять-таки, почти столичное семихолмие с обилием церквей и монастырей. Есть монументальные советские площади, которые были бы уродливыми, да уж притерпелись. Деревянной застройки почти не осталось, а частный сектор укромно спрятан. Вот тут ты вроде как в деревне (улица Парижской коммуны), а за поворотом уже р-р-раз - и на Тверской (Большой Советской).
Свою 'западность' Смоленск, в отличие от Калининграда, не выпячивает. Но повсюду стоят магазины белорусских товаров, до границы три часа на поезде, а там и Витебск, и дедовы места, и моя сорвавшаяся в 2019 году поездка.
И Днепр тоже здесь. Но именно в Смоленске как-то не ощущается, насколько он чуден при любой погоде. Река и река. Может, потому что набережная оставляет желать лучшего, а другой берег и вовсе одичал. И вся городская жизнь проходит в глубине улиц.
Нам удалось съездить в две пригородные усадьбы. Первая - Фленово - расположена совсем неподалеку. В этом небольшом имении, выкупленном княгиней Тенишевой под благотворительные дела, сохранился потрясающий резной теремок с выставкой художников, которым покровительствовала княгиня. Восстановлена церковь с мозаикой Н. Рериха, выполненной, как кажется, в разгар его мифологического сказочного периода. Размытость и абстракцию не люблю, а вот его ранние работы радуют глаз прорисовкой деталей и промысловой искусностью. Да, декоративно. И лубочно. Но все равно красиво.
А самое сильное впечатление на меня произвела школа для крестьянских детей. То есть это обычная такая школа, организованная умными людьми во имя светлой идеи, но как же все было продумано. Ничего лишнего, а то что нужно, самого лучшего качества. Ты понимаешь, на что и зачем ты тратишь учебное время. Из тебя не пытаются вылепить человека Возрождения. Тебе не дают общего образования, которое на практике оказывается обо всем и ни о чем. Но дают крепкую базу, с которой ясно, куда дальше идти. Во многом эти дети были после такой школы куда более подготовленными к жизни и целеустремленными, чем дети нынешние и чем мы сами. В общем, повздыхали мы на это все, пока Андрюха мирно дрых в коляске.
А вот в музее Глинки в Новоспасском он уже не дрых, а таращился на экспозицию, особенно на комнату с птичками на втором этаже усадьбы. Я сама очень люблю такие бытовые музеи "про жизнь". Дом. Сад. Пруды, обсаженные теперь уже вековыми дубами. Своя Обломовка со своими Захарами. Невероятно заманчивая и уютная. Глинка провел здесь первые десять лет, пока его не услали учиться в Петербург, и потом регулярно наезжал вплоть до смерти матери. Оказывается, был наш великий композитор невелик росточком, но весьма велик амбициями. Не воспроизведу сейчас цитаты из его дневника, которыми сыпала экскурсовод, но местами было очень весело.
За рамками нашей поездки остались, например, раскопы в Гнездове, национальный парк с ледниковыми озерами, мемориальный комплекс "Катынь". Но это в другой раз.
Дальнейшие туристические планы пока туманны, наверное, на сегодняшний день поездки в города типа Смоленска по многим параметрам - наш разумный максимум. Но и это было очень хорошо.