ДНЕВНИК НЕУДАЧНИКА или Стыдно быть несчастливым. - Студия "Театр песни СОБЕСЕДНИК", 2013.

Nov 24, 2013 21:17

Поставить сегодня Володина - какое-то в этом сразу есть трогательное сумасшествие. Взять и неторопливо так рассказать, что вот, в 60-е примерно годы живет в провинциальном городе немолодой интеллигентный человек, у него жена, с которой что-то разладилось, у него взрослая дочь, которая влюбилась в женатого человека от скуки, что вот заборы какие-то, а здесь река течет, и жизнь вот так же как-то течет и утекает. И этот человек начинает вдруг писать стихи. Вот, собственно, и вся коллизия. А теперь попробуйте представить, как можно рассказать эту историю, чтобы зритель полтора часа сидел затаив дыхание, а в конце заплакал.
В спектакле «Дневник неудачника или Стыдно быть несчастливым» все сложилось.
Литературная основа - повесть Александра Володина. Текст, который звучит как камушки, как галька: негромко, просто, нежно. В спектакле вообще много нежности, пронзительных таких моментов, очень атмосферных.

Инсценировка и постановка Сергея Рубашкина, отлично владеющего формой - драгоценнейшее качество по нынешним временам. Действие, выстроенное им, лишено суеты и каких-то явных динамических всплесков, и, тем не менее, держит зрителя, не отпускает ни на секунду, но держит не в напряжении, а как бы в теплых объятиях - неповторимое ощущение.

Музыкальное оформление, состоит из мелодий из альбома Никитина и Тодоровского «Ретро вдвоем» и нескольких вокальных номеров (музыкальный руководитель Анастасия Модестова). Музыка вовсе не является главным средством художественной выразительности, как можно было бы ожидать от театра песни. Она помогает передать володинскую интонацию, но не доминирует. Главное - это все же текст Володина, актеры и их персонажи, живущие внутри этого текста.

Я не стану лукавить в духе некоторых критиков, которые на любительских спектаклях якобы забывают, что перед ними не профессиональные актеры, ля-ля-ля. Нет, конечно, мы понимаем, что находимся в любительском театре, но в самом по себе «любительстве» нет ничего плохого. Оно не отменяет хороший вкус, тонкое понимание текста, ясность режиссерской мысли, актерский талант и художественную правду. В общем, все то, ради чего мы ходим в театр, и чего зачастую там не находим. Зато все это есть в «Дневнике…», где режиссером прочувствован-продуман каждый нюанс, и где актеры - Михаил Гантман, Ольга Васильева, Татьяна Басенок, Виталий Басенок - играют хорошо и честно.

Спектакль еще не обкатался (я была на втором показе, 9 ноября). Со временем начнут появляться какие-то кружева взаимоотношений, нюансы какие-то, появится уверенность в партнере, а с ней и легкость. Сергей Рубашкин все для этой легкости устроил наилучшим образом, и лишь в моменты, предполагающие импровизацию (самое начало спектакля и самый его финал), артисты чувствуют себя не очень уверенно. Но как только они попадают внутрь выстроенного режиссером действия и авторского текста, у них преображаются лица, начинают сиять глаза, звучать особенным образом голоса, появляется то, что называется - ансамбль.

Михаил Гантман, конечно, очень хорош. Такая мягкость в интонациях, в пластике, во всем облике, такое умение выдержать ритм в непростых длинных монологах. Это, конечно, во многом заслуга режиссера, который, как известно, нужен в театре, чтобы актеры играли лучше, а не хуже. Но есть еще такое понятие - положительное обаяние. Его не приобретешь, ему не научишься. Вот Михаил он такой положительно обаятельный: на него приятно смотреть, его приятно слушать. Он в целом такой очень приятный. Я бы только запретила бы ему через каждые три фразы виновато и горестно усмехаться, как бы обозначая извечные сомнения интеллигента в своей правоте. Я бы это, кстати, запретила бы вообще всем исполнителям бардовской песни, это именно среди них (нас) широко распространено. Очень уж надоедливая эта краска, а рефлексию не надо лишний раз подчеркивать, она на ваших (наших) бледных лицах и так заметна лучше, чем хотелось бы.

Надо отметить, что все актеры прекрасно говорят, чувствуют текст, у всех интересные тембры и потрясающая чистота интонации, что не удивительно, они отлично поющие люди. С владением телом чуть похуже. Речь не только о танцах или, точней, пластических номерах, которых в спектакле не так много (постановщик Татьяна Лежнева), а вообще в любом физическом взаимодействии с партнером: за руку его взять, обнять, пройти туда-сюда по сцене - какая-то сразу возникает натяжка. В общем, со своим физическим существованием на сцене актерам тоже еще предстоит примириться, но это дело наживное.

Еще один момент, который, как мне кажется, можно и нужно исправить: черезмерная аскетичность художественного оформления. Мне понятно стремление его минимизировать: во-первых, недостаток средств, во-вторых - попытка создать лаконичное пространство, концентрирующее внимание зрителя на тексте. И все же когда на сцене появляются вдруг какие-то яркие предметы, забавные аксессуары, на них глаз как-то отдыхает. И если бы на девушках были чуть более нарядные платья, я бы, ей-богу, не узрела бы в этом никакого греха.

Я что-то слишком увлеклась здоровой критикой, но это не должно вас сбить с толку. Главное, что вы должны знать: это по-настоящему трогательный спектакль, сделанный с большим мастерством и вкусом. А то, к чему весь из себя строгий критик вроде меня может придраться, это часть общего, на самом деле, очень хорошего впечатления, а несовершенство некоторых деталей - часть общего очарования. Можно попытаться представить, как бы все это выглядело, если бы среди роскошных декораций ходили великие мастера сцены, но не хочется. Мне спектакль понравился таким, какой он есть. Я от всего сердца поздравляю с огромной удачей всех создателей постановки и горячо рекомендую всем ее посмотреть. Потому что сопереживать героям и плакать в театре - это хорошо и правильно.

театр

Previous post Next post
Up