По итогам Платформы - 2013 развернулась дискуссия о соотношении «барды-не барды» на прошедшем фестивале. Думаю, объективным отражением творческой политики нынешнего худсовета можно считать официальную программу Главной сцены. Давайте посмотрим, что же там происходило в этом году.
(
Статистика: много букв )
Но только, не прогневайтесь, фразами про "демонстрацию может и виртуозной, но игры на всех этих дуделках и стучалках" и про то что "место рок-н-ролла на ресторанной сцене", Вы сразу же обнажаете свою полную неосведомлённость и незаинтересованность в этих вопросах.
Великие культуры фольклора, джаза и рока Вам чужды, это для Вас "не может стать своим", как Вы сказали, а песенное "сообщение" для Вас не должно быть перегружено музыкой, так как это Вам мешает его воспринимать.
Ваша точка зрения понятна и совершенно законна, но только ведь тогда всё опять сводится к принципу "мне не близко, значит, этого тут быть не должно" или "так тут раньше не было, значит..."
Ведь не считать же за серьёзный критерий подлинности песенного искусства - возможность исполнить его "вне оборудованной сцены" (в кустах).
Во-первых, та же "Этносфера" с акустической гитарой, духовым аккордеоном, перкуссией и вокалом, замечательно заучит и без аппаратуры, но - не для Вас, так как Вам это будет чуждо.
Во-вторых, бытовать вне сцены могут и Глинка с Чайковским и Битлз с Леграном, - это вопрос умения исполнителя (и культуры слушателя).
В-третих, классики жанра - Высоцкий, Визбор, Окуджава (в Польше) с удовольствием записывались с оркестрами, а была бы их воля - и выступали бы с ними.
Хорошо (как мне кажется) Вас понимаю, но иногда, если "место своё-родное, люди вокруг свои, а фестиваль - всё более чужой", дело бывает в нас, а не в фестивале.
Кому же хочется меняться (расти, стареть, умирать)?)
Reply
Я считаю качественно различной ситуацию песенного сообщения, загруженного (или даже перегруженного) музыкой, и ситуацию отсутствия сообщения как такового. Ярким примером отсутствия сообщения я считаю крайние 10-12 лет творчества человека, очень много сейчас делающего для фестиваля на Мастрюках в организационном плане. Произведений за этого время появилось сравнительно много, но в них всех слова являются не более чем звуками, а все звуки в совокупности - абсолютно похожими между собой и с другими аналогичными, и предназначенными к потреблению расслабленным, находящимся в непродуктивном состоянии мозгом. Причём проявляется это предназначение вплоть до физического уровня (ритм, низкие частоты, узнаваемые звукокомбинации и т.п.).
Я ничего не имею против существования таких произведений и/или их слушателей. И самому мне иногда надо просто расслабиться (хотя я и предпочитаю это делать под другую музыку). Про "ресторанную сцену" я не случайно написал - туда люди идут именно расслабиться, и поэтому там такие произведения абсолютно уместны.
В принципе и open-air фестиваль может быть местом, куда люди приезжают расслабиться. Но назначение фестиваля на Мастрюках всё-таки несколько иное - по крайней мере исторически.
А дальше начинаются понятные и вообще говоря не имеющие отношения к искусству процессы. Наличие некоторой (сравнительно небольшой) критической массы репертуара, предназначенного для пассивного потребения, неизбежно привлекает людей, которым кроме пассивного потребления ничего не надо, и одновременно сбивает в "режим пассивного потребления" тех, кто против него не возражает. Это банальное проявление закона об энтропии.
Потребление, а не общение через песню, становится целью и смыслом происходящего на поляне. И ровно отсюда то самое ощущение, что для нас, ищущих общения через песню, фестиваль становится всё более чужим. Иную атмосферу приходится направленно выискивать. А это резкий контраст с первыми фестивалями, на которых мне удалось побывать - там наоборот чуждая атмосфера встречалась островками и от неё можно было легко уйти.
Про (не)истинность искусства не пишу специально, так как считаю это к теме не относящимся вообще.
Наличие в произведении сообщения (возможно это не совсем удачный термин... но за неимением лучшего пусть будет он) является чем-то вроде критерия возможности для этого произведения быть частью общения. А выступление без сценического оборудования резко снижает "потребительские качества внешней обёртки", и тем самым убивает те произведения, которые кроме обёртки ничего в себе не несут. Когда суть есть и сценические инструменты используются для её усиления - это качественно иная ситуация.
А про "новое" могу только повторить - когда новое несёт в себе качественное изменение, то его неприятие может быть не только ленью, но и сознательным решением, что это качественное изменение - нежелательно и/или деструктивно.
Reply
Впрочем, истины мы с Вами не родим, так как наши субъективные воззрения на один и тот же предмет очень различны, что нормально.)
Я возражаю лишь на то, что Вы (как мне кажется) склонны абсолютизировать свою личную точку зрения (чем, впрочем, все мы грешим).
Что перед ним:"песенное сообщение, загруженное (или даже перегруженное) музыкой или ситуация отсутствия сообщения как такового", каждый решает сам, исходя из своего вкуса и опыта, ведь "сообщение" может иметь не обязательно вербальный характер.
Не уверен, что догадался, кого Вы имели в виду во втором своём абзаце (это и не важно), но поверьте: лично для меня, например, масса того, что по формальным критериям есть чисто бардовская песня, как раз и является "абсолютно похожими между собой и с другими аналогичными, и предназначенными к потреблению расслабленным, находящимся в непродуктивном состоянии мозгом" произведениями.)
И "ритм, узнаваемые звукокомбинации" всё подходит.
Разве что низкие частоты, в виду отсутствия ритм-секции, не используются.
Я имею в виду многочисленные песни, написанные по лекалам "Как здорово, что все", "А всё кончается", "Крылья сложили палатки" и т.д., только гораздо хуже.
На мой субъективный взгляд, именно эти песни являются основой "репертуара, предназначенного для пассивного потребления, (которое) неизбежно привлекает людей, которым кроме пассивного потребления ничего не надо, и одновременно сбивает в "режим пассивного потребления" тех, кто против него не возражает".
Видите, как по-разному можно смотреть на вещи.)
В неприятии нового "от лени" я Вас совсем не упрекал, напротив, это очевидно Ваше "сознательное решение", но Ваше, а не всеобщее.
Хотелось бы, чтобы на фестивале росли разные цветы (благо простор позволяет) и не хотелось бы, чтобы возвращался советский такой по духу подход, когда то, что мне не нравится (даже если оно не затрагивает меня напрямую), всё равно не даёт мне спокойно спать, и лучше бы его вовсе не было.
Это я не о Вас, с Вами повторюсь, приятно иметь дело.)
Reply
То, что является в моём понимании "авторской песней", объективно уязвимо к определённым видам воздействий. Так уж оно устроено, что общественно-политические явления прошлого века оказались скорее питательной средой, в то время как прямой контакт с ... так скажем, исполнителями и потребителями определённого класса произведений, оказывается губительным.
Отправить "О!стров" на остров и искусственно ограничить выступления "островитян" на "материке" - было однозначно положительным шагом, направленным на создание более благоприятной среды для того, чему (исторически) посвящён фестиваль. Это был сильный и правильный шаг организаторов, имевший немедленный позитивный эффект на атмосферу фестиваля.
А вот курс на "фестиваль всего арта" объективно убивает то, чем был Грушинский - из-за создания непосредственного контакта физически несовместимого. В таких условиях выживет то, что сильнее физически (громче, имеет более агрессивных слушателей и т.п.)
Reply
Правда, я не так уж много по ней бродил.
А громче будет теперь всё, в том числе и классическая авторская песня: таков, увы, закон проклятого прогресса.)
Исполнитель хочет, чтоб его было слышно лучше, слушатель больше не хочет прислушиваться. Никаких корифеев жанра обратно под куст не загнать.)
Reply
Reply
Я был не только на Горе: мы с Вами, например, виделись на Кольском бугорке.)
Reply
Reply
Вам виднее - меня это не очень занимает.
Reply
Впрочем, могу сменить "Устинов" на "Краснопольский" - что-то изменилось? Его нынче тоже поют строго погромче?
Reply
Reply
Reply
На сценах становится громче и неформатнее, согласен.
У костров поют из года в год всё меньше, тоже согласен. (Весьма жалко и грустно, что это так - и с этим я тоже согласен!)
Но это не значит, что первое - причина второго! честное слово :)
Reply
Мы, например, смогли позвать к нам в гости попеть самарский дуэт только в момент концерта на Горе :(((
И, что обидно, даже в эту ночь после концерта на Горе опять включили третью сцену!
Мы же едем не только сцены слушать, а иногородних друзей тоже, каждому есть чем поделится за прошедший год...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment