Занимательная эстетика

Jul 22, 2012 12:28

«Если тебе насрали под дверь и убежали - это инсталляция, а если насрали и позвонили - это перформанс» (Афоризм, который я впервые услышала от С. Манукяна)

Дорогие друзья, понятно, что с этическими категориями у нас в головах полная каша - это объяснимо. Чаще всего это связано с новым статусом денег и вообще материальных ценностей в нашей жизни. Мы воспитывались в одной традиции взаимоотношений с деньгами, теперь живем в другой, и все еще путаемся: то ли являются они достаточным основанием для совершения того или иного казалось бы не вполне приличного поступка, то ли нет. И в таких ситуациях, когда не понятно как трактовать этическую сторону вопроса, на помощь нам приходят эстетические категории, которые оказываются, как ни парадоксально, более точными и ясными. Просто задай себе вопрос: красиво поступает человек (или ты сам) или нет. И все станет предельно ясно.

И вот с точки зрения понятий прекрасного-безобразного странно и неприятно наблюдать, как в истории с пусси райот по всему нашему многострадальному культурному пространству торжествует плохой вкус.
Вот, скажем, акция группы «Война» с нарисованным на разводном мосту гигантским членом. Подобное изображение наверняка могло оскорбить (и оскорбило, разумеется) чьи-то чувства, однако это, безусловно, остроумная придумка, в которой была и метафоричность, и миллион подтекстов, и лаконичность, и, наконец, отличная режиссура и драматургия действа. С моей точки зрения, это было талантливо, красиво и смешно.

В шоу пусси райот талантом и не пахнет. Очень плохо поставлено, причем, я имею в виду не только сам «панк-молебен», но и дальнейшие события. Постановщик данного фарса - законченный циник, который ни в грош не ставит публику, считает ее полным убожеством, не имеющим никакого художественного опыта.

Завязка: панк-молебен. Много лишнего и нет главного. Например, маски - зачем? В чем их художественный смысл? Панк-эстетика предполагает высвобождение животных инстинктов, наслаждение эпатажем. Никакого высвобождения и наслаждения не наблюдалось, напротив, в каждом движении читается чудовищный зажим, признак плохой художественной самодеятельности, когда актеры не знают, что им делать на сцене. Глядя на такую неловкость, сам испытываешь неловкость и ничего больше. Такое беспомощное непрофессиональное зрелище хочется как можно скорей забыть, но кто ж даст.

Шоу должно продолжаться, естественно, в уже заявленном художественном приеме. Всякий, кто в нем участвует, должен либо существовать в заданных вкусовых рамках, либо уйти со сцены, как Архангельский. Кураев быстро становится статистом и маячит где-то у задника, на авансцене Чаплин и адвокаты охранников - их перлы постят и постят, публика обеспечивает этому шоу гигантские рейтинги. Пипл хавает, Петросян нервно курит в углу, Ваенга со Стасом Михайловым изменившимся лицом бегут пруду. Письма за подписью всех деятелей культуры, посты-перепосты, и наконец, кульминация - апофеоз пошлости: пусси райот объявлены святыми. Они нам, оказывается, посланы Богом, чтобы проверить наши христианские чувства. Жанны Д’Арк, за которых на баррикады готовы идти типа культурные люди. Не Ходорковский и не Магнитский - знаменем борьбы с преступной судебной системой стала откровенная бездарность. Как печально.

Думаю, что развязка этого фарса тоже будет до ужаса неэстетичной, причем, именно потому, что публике отказал вкус. Похоже, публика хочет кровищи и она ее, скорей всего, получит.

А вот если наших новых святых выпустят, про них с облегчением забудут на следующий день, и придется бедняжкам оттопырить еще что-нибудь такое же некрасивое и неталантливое, потому что на красивое и талантливое у них не хватит вкуса и таланта.

Все это субъективно, разумеется, как и любые рассуждения о прекрасном и безобразном.

гуманитарные науки, ЖЫЗНЬ

Previous post Next post
Up