Любой его поступок неожиданен и нестандартен. В него надо однажды всмотреться и вслушаться, чтобы пропасть навсегда) И чтобы хотелось ловить каждое его слово и каждый жест. Мне трудно писать о нём, не пользуясь терминологией из области духовной, даже из аскетической практики. Есть огонь душевный и огонь духовный. Первый - эмоционален, второй разгорается в мощнейшее пламя при полном молчании эмоций, он другой природы. Именно он горит от того духа, который держит мир и даёт ему жизнь. Вот именно так пафосно, потому что для этого есть все основания в книге. К сожалению, это так же трудно объяснить тем, кто к этому не прикасался, как самому Слепому трудно объяснять свой опыт. Кто-то это просто чувствует, кто открыт как Кузнечик. А кто-то до поры глух, потому что видимо совсем не имел подобного опыта. Слепота эта не удивительна и, можно сказать, простительна. Братья одного монастыря говорили о жившем с ними святом, что он был так тих и прост, что им приходилось напоминать себе, что он Великий.
У Слепого огромный диапазон проявлений. Ни у кого из домовцев такого нет. Он может быть бледной тенью, почти мумией. А может быть стремительным как молния, даже просто идя по коридору. Его страстности может позавидовать Лорд, но он в состоянии скрутить себя в бараний рог, над самим собой поднявшись, если так надо. Мы сами постоянно обманываемся, «видя» его молчаливым и тихим. А потом узнаём, что он буквально взлетает на Дуб в тоске по Лесу и «голова его полна слов». Душа его в Лесу, а вся жизнь в Доме в сущности служение - сокровенное, отчасти видное только самым близким.
Кроме этих близких его мало кто любит - скорее боятся. Точнее, впадают в ступор от необъяснимости его реакций и невозможности его просчитать. О нём ходит много фантазий и слухов. Во внутренней иерархии Дома директор не властен над воспитателем, воспитатель не властен над Слепым, а Слепой... Он ни над кем не властвует. Он начисто лишён желания повелевать, при том, что его авторитет бесспорен. Он может менять законы и никому не придёт в голову возражать. Он - дух Дома, исполняющий его волю. В отличие от Волка, Помпея и им подобных, ему совершенно не надо с кем-то соперничать и "завоёвывать власть". Он может позволить себе роскошь быть расслабленным. В конкретных битвах он становится подобным джедаю, но никогда не инициирует их. Борьба амбиций - это совершенно не про него. Его власть "не от мира сего". И если извлечь "урок от Слепого", то он в том, что когда на каком-то уровне происходит борьба амбиций, побеждает тот, кто вообще в другой системе координат.
А теперь немножко домовской космогонии. Саара живёт на болоте. А «сара» или «сарана» - это топь или болото на наречии той народности, которая жила в районе города Саранск. Болото в мифологии многих народов - «жидкая земля». Та субстанция, из которой творится мир. Сара, ставшая Саарой, как библейская Сара, ставшая Саррой, становится матерью целого народа. Может Мариам это и не имела в виду, но слишком уж просится. Кстати, Крыса-Саара развозит в Изнанке детей, изображая мать. И она же нашла автобус для Чёрного, для наружной общины. А в коллекции Табаки есть «Болото» - застывшая кучка какой-то фигни, которую если проткнуть, попадёшь в то болото, в которое провалится мир. Так что Саара сидит в центре этого начала мира и поёт песню, которая прекрасна. В сущности, получается, что мир живёт и движется этой песней. И союз Слепого и Крысы далеко не случаен. Главная задача Слепого, во-первых, самому приобщиться к этой песне, даже стать ей, соединиться с ней. А потом сделать всё возможное и невозможное, чтобы её услышали все те, кто хоть немного в состоянии слышать. Он никогда не насилует чужую волю. Ему важно, чтобы "услышали песню" и захотели уйти сами. И времени у него только до выпуска. Потом он уже никому не сможет помочь. И переживает за каждую душу, - «Чёрный попортил Курильщика». И скользит тенью по Дому, прислушиваясь к происходящему, как врач слушает дыхание больного.
Песня не даётся даром, за неё надо заплатить своей кровью, что Слепой и делает, добровольно дав напиться Сааре. Через эту песню он входит в сеть Арахны, которая должна «поймать» всех и объединить. И у него получается. Не просто входит - становится ей. Он - главный двигатель внутренних процессов, происходящих в Доме. Без него не было бы никакого Исхода, может ушла бы пара Ходоков, как в прошлом выпуске, а остальные разбрелись бы по Наружности влачить жалкое существование калек. Кстати, и Чёрного, который организовал народ в наружную общину, вожаком поставил тот же Слепой. Но он делает всё как-то так незаметно и не пафосно, что даже продвинутый читатель не сразу в полной мере осознаёт значение его поступков. И если детские образы других обитателей Дома забываются, слезают с них как уже ненужные шкуры, то все ипостаси развития Слепого как разного размера матрёшки постоянно остаются в нём, отлично осознаваемые и чётко рассортированные. И мы ни на секунду не забываем о мальчике, которого привёл за руку Лось.