Космическая лихорадка, охватившая Россию почти сто лет назад Адам Манн (Adam Mann)
("Wired Magazine", США)
Юрий Гагарин
15/04/2012
Газеты провозглашали, что сотни космических кораблей скоро взмоют в космос. Люди мечтали о колониях на Луне, до которых осталось подождать лишь несколько лет. Обычные граждане устраивали состязания по строительству ракет, которые бы отправились на край космоса.
Добро пожаловать в Россию в 1920-е годах.
Америка начала очаровываться космосом в 50-е и 60-е годы. Однако русские уже побили нас за поколение до этого, во время первой космической лихорадки. Вся страна, кажется, была увлечена идеей межпланетных путешествий.
Между 1921 и 1932 годами российские газеты опубликовали порядка 250 статей и более 30 научных книг о полетах в космос. Для сравнения, в Штатах в тот же период появилось лишь две работы на эту тему. Невзирая на гигантские технологические препятствия, обычные советские граждане были убеждены, что полеты в космос не за горами.
«В 20-е годы граница между стремлением полететь на Луну и лунатизмом была зачастую незрима», - пишет историк Азиф Сиддики (Asif A. Siddiqi) из нью-йоркского Фордхэмского университета в статье об этом примечательном периоде российской истории, которая вышла в 2008 году в научно-историческом издании Osiris.
Читайте также: Первый человек в космосе - фильм, вечеринки и трансляция и Twitter в честь Юрия Гагарина
В 51-ю годовщину первого полета человека - Юрия Гагарина - в космос логично вспомнить знаменитую космическую гонку между США и Россией. Однако увлечение космосом, которое имело место до этого события, в некотором роде даже более интересно. Русские давно были очарованы космосом. В течение многих веков в народе рассказывались притчи, сказки и мифы о путешествиях в небо. Мистическая российская философия начала 20 века - космизм - говорила о путешествии человека во вселенную, «восстании из праха», возрождении покойных и расселении их по космосу.
После революции 1917 года и окончания Первой мировой войны 20-е годы для многих граждан Советского Союза были периодом надежд. Люди хотели объединиться и построить утопическое социалистическое общество.
Одержимость космическими путешествиями родилась именно в этом климате - всерьез она началась в 1923 году после публикации в газете «Известия» статьи под названием «Утопия действительно реальна?». Речь в ней шла о двух пионерах ракетостроения - ученом румынско-немецкого происхождения Германе Оберте (Hermann Oberth) и американце Роберте Годдарде (Robert Goddard) и их идеях космического полета.
Это привело к тому, что русские открыли своего собственного ракетного ученого Константина Циолковского, который в 1903 году произвел первым математические расчеты, указывающие на то, что полет в космос возможен.
Работа Циолковского была опубликована в 1924 году и вызвала множество газетных историй о гигантских ракетах и кораблях, которые будут направлять людей в космическое пространство.
Советские граждане были убеждены, что Роберт Годдард планировал запустить ракету на Луну (ранее он рассуждал по поводу такой миссии, хотя реальных планов не существовало). Студенты Московского университета сформировали первую группу поддержки полетов в космос - Общество изучения межпланетных сообщений.
Общество объединяло рабочих, ученых и изобретателей, они работали над идеями жизни в космосе и путешествий на другие планеты. Один из известных членов группы Фридрих Артурович Цандер создал легкую теплицу для поставки свежих овощей космическим путешественникам, а также работал над новым типом двигателя, который мог бы сделать брешь в атмосфере.
Как и многие другие члены общества, Цандер был утопистом, который верил, что звезды - это судьба человечества. Он путешествовал по России и проповедовал о том, что «астрономия, гораздо более других наук, призывает к человечеству объединиться для более долгой и счастливой жизни», и что люди, которые живут на Луне, «могли бы, вероятно, создать жилище, условия в котором были бы гораздо лучше условий на Земле».
Самое большое достижение общества состояло в привнесении идеи о космических полетах в массы. В мае 1924 они организовали лекцию инженера Михаила Лапирова-Скобло под названием «Межпланетные сообщения - как современная наука и техника отвечают на этот вопрос». (Тогда межпланетными сообщениями называли межпланетные путешествия.)
Билеты на мероприятие были распроданы за два дня до него, и в день события пришлось призвать на помощь силы правопорядка, чтобы угомонить взбудораженную толпу людей, пытавшихся прорваться на лекцию. Лекция ставила своей задачей отбросить устаревшие, мистические понятия о космическом путешествии и представить современную, научную версию. Лапиров-Скобло окончил свою речь тем, что призвал советский народ «строить ракетные двигатели, чтобы воплотить в жизнь вековую мечту о полетах в космос».
Далее лекции и дебаты проводились в Ленинграде, Харькове, Рязани, Туле, Саратове и других местах, распространяя по стране мечту об исследовании космоса.
Медийные источники также подпитывали космическую лихорадку. Бестселлер Алексея Толстого «Аэлита (закат Марса)», впервые по частям опубликованный в 1923-24 гг., рассказывал историю российского инженера, который отправляется на Марс и подстрекает среди буржуазных марсиан пролетарскую революцию.
Главная героиня Аэлита, королева Марса, помогает герою, а затем влюбляется в него.
Немое кино по мотивам этой книги вышло в 1924 году. Ему предшествовала массовая рекламная кампания в газетах «Правда» и «Киногазета»: «Что означают таинственные сигналы, получаемые радиостанциями по всему миру? Узнайте 30 сентября!» Толпа в ночь выхода фильма была такой большой, что пройти на показ не смог даже сам режиссер фильма Яков Протазанов.
Кино имело успех - там были экзотические декорации, гламурная принцесса, межпланетные путешествия и достаточно зрелищные для того времени спецэффекты. Теперь вы можете посмотреть его в девяти частях на Youtube -
http://www.youtube.com/watch?v=qL6hG1erfFo.
В 1927 году Россия устроила первую в мире международную выставку на тему космических полетов. Ярмарка, получившая название «первая мировая выставка моделей межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов», открылась в Москве, недалеко от главной улицы города. За два месяца ее посетили от 10 до 12 тысяч человек. На входе на ярмарку посетители наталкивались на тщательно разработанное изображение воображаемого планетного ландшафта за большим стеклом.
Изображена была гипотетическая планета с голубой растительностью и оранжевой почвой, исполосованной прямыми каналами. С неба спускалась гигантская серебристая ракета, а на краю кратера стоял астронавт в костюме. Организатор выставки Михаил Попов сказал, что, зайдя на выставку, он ощутил себя так, «словно перешел черту от одной эпохи к другой, навстречу к космической эре».
Гости выставки, среди которых были школьники, рабочие, люди искусства, ученые и поэты, писали о своих впечатлениях в гостевой книге. Один посетитель, журналист С.Г. Ворткин, был так впечатлен увиденным, что написал: «Я отправлюсь с вами в первый космический полет. Я серьезно. Как только я услышал о том, что вы сделали, я пытался сделать все, чтобы быть уверенным в том, что вы возьмете меня с собой. Пожалуйста, не отказывайте мне в моей просьбе».
К концу 20-х годов российская космическая лихорадка близилась к концу. Советское правительство отказалось официально поддержать Общество изучения межпланетных сообщений, сославшись на дефицит научных знаний среди его участников.
Когда люди обнаружили, что для исполнения их мечтаний о ракетах и космических кораблях должны пройти еще годы, если не десятилетия, их интерес начал убывать. В конечном итоге, массовая нищета и усиливающиеся сталинские чистки начали стирать эту идею из умов большинства.
Однако лихорадка эта посеяла семена изначального доминирования России в космической гонке. Первое поколение космических инженеров, таких как Сергей Королев и Валентин Глушко, становились взрослыми в ту эпоху. Ракетостроитель Владимир Челомей назвал предложенный им пилотируемый полет на Марс в честь Аэлиты - по фильму, который он посмотрел, будучи десятилетним мальчиком.
Хотя США неистово отыгрались за запуск спутника в 1957 и исторический полет Гагарина в 1961, и в конечном итоге первыми отправили людей на Луну, российский народ там давно уже побывал, хотя и только в своих мечтах.
Оригинал публикации: The Space Craze That Gripped Russia Nearly 100 Years Ago
Опубликовано: 12/04/2012