http://www.odnako.org/magazine/material/show_16935/ Образование как несущая отрасль экономики: производство граждан - самостоятельно мыслящих личностей
Вызовы, стоящие перед Россией, заставляют рассматривать систему образования как отрасль человекостроения, которая подчиняется не «невидимой руке рынка» и умозрительным «западным образцам», а законам и требованиям развития страны.
(...) нынешний глобальный кризис - это объективно процесс смены технологического уклада. Частью этого процесса является невиданный по темпу, лавинообразный научно-технический прогресс.
(...) это вызов современной системе не только организации труда и производства, но и всей социальной организации. Человек перестает быть придатком машины - само по себе понятие «стоимость индустриальной рабочей силы» теряет смысл. Производство может стать настолько же дистанционным, как ставшая привычной надомная работа через Интернет. Это, кстати, другая экономика, где, например, наличие ресурсов дешевой рабочей силы перестает иметь какое-либо значение. А имеет значение только качество человека.
(...) Следовательно, и присущий нам гуманизм, и объективная реальность вынуждают рассчитывать исключительно на качественные характеристики человеческого капитала.
(...)
Система образования (или, если шире, вообще вся социалка, но мы сейчас именно об образовании) - это не артель по оказанию услуг и даже не совокупность «прагматизированных» курсов по обучению персонала в требуемом ассортименте. Это базовая, фундаментальная отрасль отечественной экономики, «производящая» главный капитал и главное достояние страны - Человека, обеспечивающая его формирование, сбережение и совершенствование.
(...)
система образования как отрасль - это единый механизм, который сопровождает человека от детского сада до Нобелевской премии. (...) сейчас мы будем говорить только о ядре этой системы - о средней школе. И, соответственно, о характеристиках той средней школы, которая нам нужна.
Эти характеристики очень просты: фундаментальная, всеобщая, обязательная, с доминирующей воспитательной компонентой.
(...)
Всеобщий и обязательный принцип образования - это не вопрос социальной справедливости, равенства возможностей, склонности к коммунизму или еще какой-нибудь лозунговой мишуры. Это вопрос максимально эффективного применения в народном хозяйстве любого человека - независимо от материального положения, социального статуса и места жительства его родителей.
(...)
Главная задача школы - давать базовые фундаментальные знания во всех основных дисциплинах. Собственно, это и есть Образование, которое формирует самостоятельно мыслящую личность, обеспечивает человеку необходимый интеллектуальный инструментарий для дальнейшего развития.
(...) провозглашенная «прагматизация» образования к требуемой классической модели отношения не имеет. По сути, речь идет об освобождении ученика от «лишних», «непрофильных» знаний, которые якобы не пригодятся ему в его профессиональном будущем. Можно подумать, 15-летний подросток имеет какое-то представление о своем профессиональном будущем и тем более о его превратностях.
(...)
Таким образом, «продуктом» фундаментальной средней школы является человек, обладающий всесторонними базовыми знаниями - та самая самостоятельно мыслящая личность.
(...)
Раз запустив механизм формирования качественных культурных элит, его надо кормить задачами, длинными целями - все более масштабными, решение которых выходит за рамки жизни одного поколения, чтобы вслед за одной решенной задачей тут же вставала другая, еще более неподъемная. Только такие вызовы - в наилучшем смысле этого слова - являются самым эффективным стимулом для развития человека. И, соответственно, страны.
(...)
такое воспроизводство задач не по плечу государству в формате «ночного сторожа». Это прерогатива государства совершенно другого качества.