Русский народ, красный и православный. К национальной идее XXI векаРоман Носиков
(...) я предлагаю судить об идеологических системах по их результату - идеальному человеку, которого они создают, - а также по тому, что они отрицают, от чего отталкиваются, с чем непримиримы. (...)
если дискуссии между Католичеством и Православием на предмет, кто лучший святой - Серафим Саровский или Франциск Ассизский, можно считать очень острыми и содержательными, то дискуссия между протестантами и православными не ведётся вовсе по причине отсутствия общего поля для спора - точек соприкосновения нет вообще. (...)
Почему из католицизма, фигурально говоря, исторически вылупилось протестантство, а из православия коммунизм? Если католичество объединяло Европу и обособляло людей, то православие объединяло людей и обособляло Россию. Когда к обособленным европейцам явилось протестантство, стало обогащать их и объявлять богатство признаком спасения, -- православие, напротив, повисло у капитализма на руках, как кандалы.(...)
Обе эти идеологии -- коммунизм и православие - естественные враги капитализма и либерализма. Потому что ни одна из них не умеет смиряться со злом.
Я предполагаю, что русский коммунизм стал результатом многовекового воспитания русских в рамках русского православия, как идеологии не-смирения со злом. Не-смирения с нищетой, болезнями, безграмотностью и бескультурьем. Идеологии, которая требовала от своих адептов прежде всего - личной нетерпимости к злу, не позволения себе закрыть на него глаза, недопущения оправдания зла, его легитимации. (...)
я предполагаю, что именно русские коммунизм и православие могут быть врагами глобального капитализма и либерализма. Потому что они образованы нацией, имеющей могущество мирового уровня, могущей подкрепить каждое свое слово чугуном, свинцом, порохом и золотом, а ныне и ураном. (...)
я предполагаю, что русское православие и русский коммунизм суть не антагонистические идеологии, а гегелевские тезис и антитезис, которым наследует синтез. (..)
Россия находится в процессе этого самого синтеза. А следовательно -- на грани выдвижения идеи мирового уровня, то есть представления о смысле жизни человека и о целях государства.(...)