Александров Ю.И. Мозг и культура
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=3wHQbnNv0a0 ч.1
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=ByHuNaDFk1o ч.2
Автор, в частности, выдвигает тезис:
"Вновь образующиеся элементы как нашего опыта так и культуры не отменяют ранее образованных, но наслаиваются на них."
Отсюда вывод:
"Когда вы вводите некую инновацию в культуре, то эта инновация должна вписаться и согласоваться с тем, что в культуре уже было. То, что было не вытесняется."
Для иллюстрации этого тезиса приводятся данные психологического исследования, представляющие интерес с социально-политической точки зрения.
(Смотреть с 16-й минуты в ч.1):
Динамика культуры за период серьезных преобразований в нашей стране с 1994 г. по наше время.
Данные о нашей оценка умного человека. Большинство из нас не имеет четкх критериев этой оценки. Существуют способы и приёмы экспериментальной психологии , которые позволяют выделить те неосознаваемые вами переменные , которыми вы пользуетесь для того чтобы людей классифицировать.
Когда вы такую оценку произведете, то окажется, что в русской популяции, в популяции российской, вылеляются такие наиболее важные факторы как культура мышления и социально-этический фактор. Культура мышления - это технический фактор, как человек решает проблему - хорошо, плохо.
А второй фактор , социально-этический, - каков этот человек по отношению к окружающим, какова его этичность. Добр ли он, помогает ли он людям или нет. Как ни странно это фактор входит в оценку умности человека.
Если вы возьмете другие культуры, например, американскую культуру, то там социально-этический фактор не выделяют, там превалирует культура мышления.
Посмотрите, что у нас происходило.
1994 год. У нас есть оба фактора, может быть чуть-чуть побольше социально-этический фактор.
2004 г. Мощнейшая перестройка социально-экономическая в стране, мощнейшее внешнее влияние на страну. Что мы имеем? Мы имеем то, что мы условно назвали «вестернизацией». Со страшной силой вырастает фактор культуры мышления в оценке умного человека через десять лет. Но при этом, заметьте, социально-этический фактор никуда не девается, он остается. То есть мы не становимся американцами. У нас действительно возрастает вес, назовем его условно в кавычках «западного» фактора, но при этом наш фактор тоже остается.
Проходит еще 6 лет. Что мы видим? Мы видим откат назад, мы видим ребаунд . То есть, иначе говоря наш родной социально-этический фактор опять вылезает сильно-сильно, придавливается фактор культуры мышления и мы возвращаемся, да еще пожалуй с перехлестом к тому, с чего начинали. То есть, иначе говоря, то, что составляет ядро социальных представлений, этические представления, они никуда не деваются, они остаются, хотя мы можем меняться и у нас там может что-то такое с нами происходить.
Что можно отметить в связи с этими данными?
1. Каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с социологической теорией, сразу увидит, что эти факторы являются индикаторами целерационального и ценностнорационального типов социального действия по М. Веберу. Таким образом еще раз экспериментально подтверждено различие между западным менталитетом, ориентированным преимущественно на целерациональное действие, и русским, ориентированным на ценностнорациональное действие.
2. Социологи отмечают, что где-то во второй половины нулевых в сознании нашего народа произошел перелом. Это видно по голосованиям в конкурсе "Имя Росссии", передачах "Суд времени", а также в социологических исследованиях проведенных ВК "Суть времени" и другими исследователями. Оказывается этот перелом заметили также психологи с помощью своих методов.
3. Исследования автора показали, что изменить тип сознания у сформировавшегося человека в принципе невозможно. Поэтому наши враги главный удар направят на системы социализации, чтобы сформировать в нужном духе новые поколения, то есть на семью, систему дошкольного и школьного образования, СМИ. Ключевую роль в трансляции ценностей играет семья, поэтому особенно важно исключить влияние родителей на развитие ребенка. Отсюда ювенальная юстиция.
Там еще много интересного: различие в моговой деятельности республиканцев и демократов, людей из западных и восточных культур, различных профессий, различных социальных слоев и т.п. Всего 90 мин. обе части