Мозг и культура

Nov 22, 2013 17:12

Александров Ю.И. Мозг и культура

image Click to view



http://www.youtube.com/watch?v=3wHQbnNv0a0 ч.1

image Click to view



http://www.youtube.com/watch?v=ByHuNaDFk1o ч.2

Автор, в частности, выдвигает тезис:

"Вновь образующиеся элементы как нашего опыта так и культуры не отменяют ранее образованных, но наслаиваются на них."
Отсюда вывод:
"Когда вы вводите некую инновацию в культуре, то эта инновация должна вписаться и согласоваться с тем, что в культуре уже было.  То, что было не вытесняется."

Для иллюстрации этого тезиса приводятся данные психологического исследования, представляющие интерес с социально-политической точки зрения.
(Смотреть с 16-й минуты в ч.1):

Динамика культуры за период серьезных преобразований в нашей стране с 1994 г. по наше время.


Данные о нашей оценка умного человека. Большинство из нас не имеет четкх критериев этой оценки. Существуют способы и приёмы экспериментальной психологии , которые позволяют выделить те неосознаваемые вами переменные ,  которыми вы пользуетесь для того чтобы людей классифицировать.
Когда вы такую оценку произведете, то окажется, что в русской популяции, в популяции российской,  вылеляются такие наиболее важные факторы как культура мышления  и социально-этический фактор. Культура мышления - это технический фактор, как человек решает проблему - хорошо, плохо.
А второй фактор , социально-этический, - каков этот человек по отношению к окружающим, какова его этичность. Добр ли он, помогает ли  он людям или нет. Как ни странно это фактор входит в оценку умности человека.
Если вы возьмете другие культуры, например, американскую культуру,  то там социально-этический фактор не выделяют, там превалирует культура мышления.

Посмотрите, что у нас происходило.

1994 год. У нас есть оба фактора, может быть чуть-чуть побольше социально-этический фактор.

2004 г. Мощнейшая перестройка социально-экономическая в стране, мощнейшее внешнее влияние на страну. Что мы имеем? Мы имеем то, что мы условно  назвали «вестернизацией».  Со страшной силой вырастает фактор культуры мышления в оценке умного человека через десять лет. Но при этом, заметьте, социально-этический фактор никуда не девается, он остается. То есть мы не становимся американцами.  У нас действительно возрастает вес, назовем его условно в кавычках «западного» фактора, но  при этом наш фактор тоже остается.

Проходит еще 6 лет. Что мы видим? Мы видим откат назад, мы видим ребаунд .  То есть, иначе говоря наш родной социально-этический  фактор опять вылезает сильно-сильно, придавливается фактор культуры мышления и мы возвращаемся, да еще пожалуй с перехлестом  к тому, с чего начинали. То есть, иначе говоря, то, что составляет ядро социальных  представлений, этические представления,  они никуда не деваются, они остаются, хотя мы можем меняться и у нас там может что-то такое с нами происходить.

Что можно отметить в связи  с этими данными?

1. Каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с социологической теорией, сразу увидит, что эти факторы являются индикаторами целерационального и ценностнорационального типов социального действия по М. Веберу. Таким образом еще раз экспериментально подтверждено различие между западным менталитетом, ориентированным преимущественно на целерациональное действие, и русским, ориентированным на ценностнорациональное действие.

2. Социологи отмечают, что где-то во второй половины нулевых в сознании нашего народа произошел перелом. Это видно по голосованиям в конкурсе "Имя Росссии", передачах "Суд времени", а также в социологических исследованиях проведенных ВК "Суть времени" и другими исследователями. Оказывается этот перелом заметили также психологи с помощью своих методов.

3. Исследования автора показали, что изменить тип сознания у сформировавшегося человека в принципе невозможно. Поэтому наши враги главный удар направят на системы социализации, чтобы сформировать в нужном духе новые поколения, то есть на семью, систему дошкольного и школьного образования, СМИ. Ключевую роль в трансляции ценностей играет семья, поэтому особенно важно исключить влияние родителей на развитие ребенка. Отсюда ювенальная юстиция.

Там еще много интересного: различие в моговой деятельности республиканцев и демократов, людей из западных и восточных культур, различных профессий, различных социальных слоев и т.п. Всего 90 мин. обе части
 

Русский культурный код, Русская цивилизация, Западная цивилизация, Менталитет, Россия

Previous post Next post
Up