Бегство капитала из России: по следам трактора поросенка Петра

Nov 29, 2012 17:43

Оригинал взят у politrash_ru в Бегство капитала из России: по следам трактора поросенка Петра
Пару дней назад мои талантливые друзья запустили ресурс Pravdozer.Ru, в рамках которого они намерены собирать и готовить собственные аналитические материалы по различным злободневным и не очень темам. Так как начинание это очень хорошее, некоторые наиболее интересные с моей точки зрения материалы я буду перепечатывать в своем блоге. Это первый из них.



Трудно пересчитать все мифы, бытующие о России. К старым и проверенным временем регулярно добавляются новые. То, что объединяет их - поразительная живучесть. В академической среде продолжают писать об «умирающем медведе» и грозящей России катастрофической депопуляции. При этом свежие данные, которые рисуют несколько иную картину, упрямо игнорируются. В журналистских кругах - свой конек. Тема про россиян, покидающими страну толпами, регулярно возникает и в оппозиционной журналистике, и на страницах зарубежных изданий. На фактические данные по эмиграции, обычно снисходительно уточняют: может уезжает и меньше людей, но они - самые умные и талантливые.

На страницах деловой прессы три кита мифотворчества о России - это коррупция, экономика, построенная исключительно на нефти, и бегство капитала. Коррупция, при этом, подразумевается невиданных доселе масштабов, лежащая в фундаменте государства. Поскольку само по себе это явление трудноизмеримое, то главным козырем здесь используется подвальный рейтинг России в индексе восприятия коррупции Transparency International. Важной деталью здесь является то, что рейтинг составляется на основе опросов экспертов международных организаций, осведомленность и независимость которых вызывает много вопросов. Так что уровень коррупции в России (либо где еще) всегда останется открытым вопросом, где любое утверждение трудно доказать или опровергнуть. С зависимостью же экономики от нефтяных доходов все гораздо проще - доли ТЭК в ВВП России и нефтедолларов в бюджете достоверно известны.

А вот с бегством капитала куда как больше загадок. В новостях регулярно появляются оценки оттока капитала за тот или иной период. Суммы, которые там фигурируют, исчисляются десятками миллиардами долларов. Журналисты с легкостью жонглируют терминами «отток капитала», «чистый отток капитала», «бегство капитала». При этом, что стоит за этими цифрами и понятиями понятно, в основном, только узкому кругу специалистов, что дает простор для весьма вольных интерпретаций. И такой сложный процесс как перемещение капитала часто пытаются неверно представить как верный знак обреченности российской экономики и неуверенности россиян в будущем страны.

Под оттоком капитала в экономике понимаются денежные средства страны, направляемые в другие страны в виде инвестиций, ссуд, для покупки финансовых активов. Сюда попадает, например, покупка Ростсельмашем завода в Канаде и погашение еврооблигаций ЛУКОЙЛом. То есть вполне рядовые операции хозяйственной деятельности крупных компаний. Центробанк учитывает все операции, связанные с движением капитала и регулярно публикует статистику по кварталам. На рисунке 1 отображен поквартальный ввоз/вывоз капитала частным сектором за 1994-2011 годы, рассчитанный на основе платежного баланса. Как видно из графика, за исключением 2006 и 2007 года, наблюдается устойчивая тенденция к вывозу капитала частным сектором.



Рис. 1. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором по кварталам. Инфографика ИТАР-ТАСС.

На счет того, что стоит за такой тенденцией, высказываются самые разные мнения. Например, главный экономист банка HSBC Александр Морозов считает, что «главной причиной оттоков капитала является слабость российских институтов, недостаточная защита прав собственности и коррупция. Из-за этого инвестирование за рубежом по-прежнему выглядит более привлекательно. Кроме того, перемещение капитала за границу - это способ защиты себя и своей семьи от риска захвата бизнеса». Михаил Делягин, напротив же, полагает, что стратегия, направленная на повышение инвестиционной привлекательности, бессмыслена, так как в Россию приходят только спекулятивные капиталы.

Можно соглашаться с тем или иным мнением, но то, что инвестиционный климат и деловая среда в России оставляют желать много лучшего, мало кто оспаривает. Незадолго до избрания на третий срок, Владимир Путин призвал к снижению административных барьеров для бизнеса и поставил целью продвижение России на 100 позиций в рейтинге Мирового Банка Doing Business. Этот рейтинг сравнивает страны по тому, насколько просто там совершить стандартные действия, такие как открытие бизнеса, получение разрешения на строительства, уплата налогов и так далее. В 2012 году Россия заняла в нем 112 место из 185 возможных. Конечно, как и все такие рейтинги, он достаточно субъективен, но, в отличии от рейтинга Transparency International, в его основе лежат объективная методология. И место России в нем красноречиво говорит о ворохе проблем в сфере регулирования бизнеса.

Интересно другое. Китай, который занимает первое место в мире по полученным прямым иностранным инвестициям, расположился в рейтинге Doing Business на 91 месте. Это ставит под сомнение теорию о том, что в основе оттока капитала из России лежит лишь неблагоприятный инвестиционный климат. И действительно, ключевым параметром любого инвестиционного проекта является соотношение его доходности и потенциальных рисков. При этом высокая доходность может перевесить самые серьезные риски. Например, Royal Dutch Shell и Total работают в Нигерии, несмотря на регулярные атаки боевиков. А международные компании от инвестиций Колумбию не останавливают даже похищения сотрудников. Что и говорить о таких мелочах как коррупция или бюрократия - они никогда не были непреодолимой преградой для инвесторов. Именно поэтому международные инвесторы размещают проекты в Китае - несмотря на все помехи, это выгодно. Безусловно, улучшение делового климата в России - важная и полезная инициатива, но для движения капитала она не будет иметь определяющего значения.

Понять сложившуюся тенденцию к оттоку капитала из России можно взглянув на два следующих графика. На рисунке 2 отображены 10 стран с самым большим сальдо текущего счета за 2010 год. А на рисунке 3 - 10 крупнейших экспортеров/импортеров капитала за тот же год. Текущий счет отражает торговый баланс страны, а также баланс факторных доходов: оплаты труда, капитала и т.д. Что характерно, что список и порядок стран на обоих рисунках полностью совпадают. Примечательно также, что в список крупнейших экспортеров капитала попали Германия, Швейцария и Нидерланды. Страны, про которые точно не скажешь, что там коррупция, слабая защита прав собственности и отъем бизнесов. Виктор Вексельберг не даст соврать.



Рис. 2



Рис. 3. Инфографика журнала «Эксперт».

При положительном торговом балансе в страну поступает некий объем валюты. Она может пойти на увеличение импорта; в таком случае торговый баланс выравнивается. Если же этого не происходит, то валюта неизбежно покинет страну в виде инвестиций и займов, так как корпорации не имеют привычки хранить деньги под матрасом. Эта взаимосвязь лежит в основе платежного баланса, составляемого Центральным банком, и отражающим все движения денежных средств из России и из-за рубежа. Последняя строка баланса, «Общее сальдо», всегда равна 0. И так как с 1997 года в России экспорт всегда превышал импорт, тенденция к оттоку капитала совершенно естественна.

Движение капитала за рубеж традиционно вызывает раздражение у представителей левых сил. Главной действующей силой здесь, по всей видимости, является мысль о том, что российские деньги создают рабочие места за рубежом, а не на родине. Увы, здесь это всего лишь проявление закона рыночной экономики, а именно, закона убывающей доходности. Любая экономика способна «переварить» только определенное количество инвестиций. Дополнительные вложения будут приносить более низкий уровень доходности, не устраивающий инвесторов. Поэтому они будут искать применению своему капиталу в другом месте.

Если посмотреть на объем инвестиций стран в основной капитал по отношению к ВВП, можно заметить, что Россия опережает развитые страны по этому показателю, но существенно отстает от таких стран как Китай, Индия и Вьетнам. С одной стороны, это отражает снижение доли производства в ВВП современных экономик, с другой - еще раз демонстрирует все недостатки инвестиционного климата России. Так или иначе, эффективно принять все доходы от экспорта экономика не в состоянии. Прелести плановой экономики, когда можно было возводить ДнепроГЭС в расчете на строящуюся рядом группу предприятий и поддерживать норму инвестирования на запредельном уровне, остались в прошлом.

Еще одной важной деталью, которая редко упоминается в новостях, является методика расчета движения капитала, которая довольно сильно идет вразрез с общепринятыми представлениями. Его количественное выражение рассчитывается на основе данных платежного баланса, который, в свою очередь, подготавливается по методике МВФ. Это накладывает на итоговый результат ряд особенностей. Так, выплаты дивидендов российскими компаниями иностранным держателям акций не входит в статистику движения капитала. Равно как и выплата процентов по иностранным кредитам. При этом, эти операции составляют весомую часть платежного баланса. А вот покупка населением валюты, наоборот, трактуется как вывоз капитала.

Но самые большие искажения в статистику вносит формальный статус нерезидента многих крупнейших российских компаний. EvrazGroup, VimpelCom, X5 Retail Group, RUSAL - список можно продолжать. Все эти компании объединяет то, что они зарегистрированы за рубежом, и в статистике платежного баланса фигурируют как иностранные компании. Таким образом, кредит, выданный им российским банком, будет записан как вывоз капитала. А размещение RUSAL на Гонконгской бирже вообще может никак не отображаться в платежном балансе, если у акций не было российских покупателей. Все это делает значения оттока капитала, публикуемые ЦБ, техническим показателем, малопригодным для анализа реальной экономической ситуации.

Однако, в характере оттока капитала из России есть и существенное отличие от, скажем, Швейцарии или Германии. Это то, что у нас называют «бегством капитала», а именно незаконный вывод денег за границу. Здесь имеется расхождение с международной терминологией, так как там под бегством капитала понимается резкий отток капитала, связанный с каким-либо экономическим событием. И как раз с нелегальным выводом денег ситуация в России весьма плачевная.

Так, по статистике организации GlobalFinancialIntegrity, Россия занимает третье место в мире по объему незаконно вывезенного капитала за 2000-2009 год. Конкретные цифры потерь за каждый год можно отследить по данным платежного баланса. Во-первых, это строка «Сомнительные операции», которая, например, в 2010 составила 30,5 млрд. долларов. Для сравнения: примерно на столько же тогда увеличились валютные резервы государства. Еще одно пристанище для нелегальных операций - строка «Чистые ошибки и пропуски». Обычно, эта статья отражает несовершенство сбора информации Центробанком - она добавляется в платежный баланс, чтобы уравнять счета финансовых и текущих операций. Но в России она устойчиво отрицательная из года в год, что говорит о том, что какие-то операции по выводу денег за границу не попадают в официальную статистику.

При этом схемы для нелегального вывоза капитала довольно просты и хорошо известны. Это, прежде всего, невозврат выручки по экспорту, фиктивный импорт и фиктивные операции по ценным бумагам. Здесь идет речь об операциях, явно нарушающих российское законодательство. Характерно то, что при большом объеме таких операций и известности применяемых схем, воспрепятствовать им государственные органы не в состоянии.

На практике же, широко распространены и «серые» схемы вывода денег за границу. В платежном балансе они отражаются как вполне легальные операции - формально они полностью соответствуют законодательству. Сюда можно отнести трансфертное ценообразование, столь любимое крупными российскими холдингами. При помощи заниженных цен на экспортную продукцию и завышенных на импорт можно добиться того, что на российских предприятиях остается минимальная прибыль. А ее основная часть выводится в подконтрольные зарубежные компании, преимущественно расположенные в офшорах.

Подобные схемы в той или иной мере применяются всеми транснациональными компаниями. Так, RUSAL в проспекте своего размещения достаточно подробно описал структуру холдинга, позволяющую минимизировать налоги. С помощью компаний в Джерси и Швейцарии, а также агентских и толлинговых договоров, эффективная налоговая ставка компании оказалась менее 10%. В то время как для конкурентов RUSAL она была как минимум в два раза выше. То, что эта схема описывается в проспекте компании, наглядно показывает формальную легальность такой оптимизации.

И за незаконным, и за «серым» вывозом капитала чаще всего стоит банальное желание минимизировать налоги. Если мелкие фирмы используют для этих целей фирмы-однодневки, то для более крупных компаний использование схем с офшорами гораздо более удобно. Выводимые таким образом средства чаще всего возвращаются в Россию под респектабельным видом иностранных инвестиций. Об этом свидетельствует то, что Кипр, Британские Виргинские острова и Люксембург являются как основными адресатами оттока капитала из России, так и источниками иностранных инвестиций.

В Рунете, герой детской книги поросенок Петр давно стал шутливым символом тех, кто хочет эмигрировать. Как и многие бизнесмены, поросенок уезжает из России, прихватив ценное имущество - трактор. Это - пожалуй, самая неприглядная и вредная сторона оттока капитала из России. Сколько уже было случаев, когда чиновники и бизнесмены, замешанные в коррупции, покидали страну, предварительно выведя огромные суммы денег. История с экс-президентом Банка Москвы Андреем Бородиным может служить наглядным примером такого рода ситуаций.

В 2011 году, после отставки Лужкова было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в Банке Москвы, и Бородин спешно покинул Россию. Вскоре следствие выявило, что на балансе банка числится 366 млрд. рублей проблемных кредитов. Бородин тем временем осел в традиционном пристанище российских бизнесменов, Лондоне, и сейчас тоскует по родине в особняке, который приобрел за 219 млн. долларов. И эти деньги уже точно в Россию не вернутся.

«Сидят ли на чемоданах», как в свое время выразился Сергей Полонский, российские бизнесмены или нет - вопрос спорный. Но те, кто нажил свое состояние путем коррупции или иных махинаций, совершенно точно предпочитают иметь страховочный вариант в виде крупных вложений за рубежом. И этот поток денег за рубеж тесно связан с уровнем коррупции в России. Чем она выше - тем больше денег будет бесследно исчезать в офшорах и на счетах западных банков. А тщетность усилий государства по возврату выведенных денег и привлечения преступников к ответственности лишний раз уверяет последователей Бородина в верности его пути.

Даже поверхностный взгляд на проблему оттока капитала из России показывает, насколько это сложное и многоуровневое явление. И единого рецепта того, как действовать государству тут не может быть в принципе. Для капитала, который не может найти применения в России, необходимо создавать благоприятные условия для долгосрочного инвестирования. Это само по себе является сложнейшей задачей, над которой бьются все страны. Усилия российских компаний, которые пытаются развить сеть сбыта или приобрести стратегические активы за рубежом, можно только приветствовать. Это как раз такой вид оттока капитала, который укрепляет позиции экономики России и окупит себя в будущем.

Проблема незаконного и серого оттока капитала напрямую связана с несовершенством налогового законодательства России. Потери бюджета каждый год, которые составляют миллиарды долларов, перекладываются на законопослушных налогоплательщиков. И тут простых решений нет, и не предвидится. Налоги не любят платить по всему миру. А уж окончательная победа над коррупцией в ближайшее время точно не планируется, но, по крайней мере, активизировать усилия по возврату нелегально полученных средств было бы очень полезно. Если уж США смогли вынудить швейцарские банки к раскрытию информации по счетам граждан США, то может и российским правоохранителям это будет по силам.

Освещение таких сложных проблем - отличный тест для любого интервью или заметки в прессе. Если все пытаются свести к громкому и однозначному выводу, можно быть уверенным - это всего лишь очередная попытка манипуляции. И автором движут какие-то скрытые мотивы. В случае с оттоком капитала, это относится и к попыткам свести все к репрессиям «режима» по отношения к беззащитным бизнесменам, и к заявлениям, что никакого оттока капитала не существует. А уж, когда очередной чиновник или предприниматель, подозреваемый в коррупции, начинает голосить про «пустеющую Рублевку», иначе как фарсом это не назовёшь.

Мифы о России, Россия, Экономика России

Previous post Next post
Up