«Освобождение» Мали, или О разных концепциях военного вторженияАлександр МЕЗЯЕВ | 01.11.2012 | 00:00
Ситуация в Мали развивается всё более драматично. Режим, установленный не севере страны (учитывая конфигурацию границ этого государства, «север» составляет примерно две трети его территории), принял крайне жестокие формы. Сегодня здесь возник заповедник дикого насилия, среди которого «массовые убийства, случаи взятия заложников, акты насилия в отношении женщин и детей, грабежи, кражи, уничтожение объектов культурного и религиозного назначения, вербовка детей-солдат». (1) По сообщениям помощника Генерального секретаря ООН по правам человека И.Симоновича, в этой части страны происходят массовые изнасилования, оттуда началось массовое бегство населения. Помощник генсека ООН отметил, что экстремистскими исламскими группировками составляются списки женщин, имеющих детей вне брака, незамужних беременных, что означает, что их подвергнут жестокому и бесчеловечному наказанию. Правила нового режима включают также предоставление возможности купить женщину менее чем за 1000 долларов, а детей - и того меньше… Однако главная проблема заключается в том, что эта часть территории страны стала форпостом террористических организаций, прежде всего «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ). И столь «дешёвые» дети нужны для выращивания боевиков, включая смертников. То, что захвачен именно север Мали, имеет свои резоны. Здесь, близ Кидали, находится крупнейший во всей Западной Африке аэропорт (кстати, построенный с участием советских специалистов), способный принимать самые тяжёлые самолёты. Именно такие самолёты перевозят наркотики, поступающие из Латинской Америки через Гвинею-Биссау и некоторые другие побережные государства Африки… (2)
В середине октября Совет Безопасности ООН принял резолюцию, которая стала предпоследним шагом к военному вторжению в Мали. Напомним, что ещё в начале года власти Мали обратились к Экономическому сообществу западноафриканских государств (ЭКОВАС) с просьбой об оказании военной помощи. Однако эта просьба наткнулась на сопротивление СБ ООН, который заявил, что военная операция может быть проведена только с санкции Совбеза, однако такую санкцию не дал. Только через два месяца было принято решение о том, что санкция на проведение военной операции может быть дана не ранее конца ноября. (3) Почему СБ ООН не дал санкцию на военную операцию сразу и что изменилось за последние два месяца? На наш взгляд, изменилась концепция миссии и, возможно, даже её цели.
Обратим внимание на хронологию. Сначала власти Мали обратились к ЭКОВАС, то есть была предпринята попытка решить вопрос с помощью только африканских сил. Эти силы показали свою эффективность, например, во время подобной операции в Сьерра Леоне. После того, как СБ ООН заявил, что военное вторжение ЭКОВАС возможно только с его согласия Совбеза, Мали направило просьбу в Совбез. Однако СБ ООН отказывает в такой санкции, заявляя, что ему нужно время подумать. И лишь после того, как Мали обращается за помощью ещё и в Европейскую комиссию (!), а Генсек ООН назначает бывшего её председателя Романо Проди своим Специальным посланником по региону Сахеля, (3) Совет Безопасности даёт предварительное согласие на такое вторжение. Таким образом, мы видим, что попытка решения проблемы Мали чисто африканскими силами оказалась для Запада неприемлема. Соответственно, намечается многоуровневая военная миссия, которая будет внешне выглядеть африканской, но управляться будет из Европы. Ранее подобные операции проводились более быстро, так как заинтересованные государства не «мудрили» и сразу обращались в ООН, откуда им направлялись миссии с бангладешскими солдатами, но натовскими командующими. На только что состоявшемся заседании ЭКОВАС командующим военной миссией назначен гвинейский генерал Конате, но его ещё предстоит утвердить, кроме того, он может оказаться командующим операцией, разработанной вовсе не им.
Ситуация в Мали имеет одну отличительную черту: захват севера страны происходит с параллельным участием в нём внутренних и внешних сил: «внутренними» повстанцами-туарегами, с одной стороны, и «внешними» террористическими группировками и другими транснациональными сетями организованной преступности - с другой. Ещё один параллелизм просматривается в установке одновременно как на военное вмешательство, так и на переговоры. Это особенно подчёркивал представитель Кот-д’Ивуара (как страны-председателя ЭКОВАС) на заседании СБ ООН 12 октября. И вот, наконец, параллельное развитие военной миссии ЭКОВАС - Европа. И, конечно, не без участия США. 24 октября представитель американского госдепа заявил, что рассматривает варианты своего «вклада» в планируемую миссию, (5) а 29 октября госсекретарь США Х.Клинтон провела переговоры с президентом Алжира - государством, чья поддержка военной миссии ЭКОВАС является критически важной. При этом, как заявила Х.Клинтон, обсуждалась именно ситуация в Мали. (6) Скорее всего, речь шла о закрытии границ Алжира с Мали для того, чтобы захватившие север Мали террористы, не смогли просто уйти в алжирскую часть Сахары во время военного вторжения ЭКОВАС. Впрочем, здесь возникает ещё одна параллель: в связи с принятием резолюции СБ ООН 2071 на север Мали стали стекаться боевики из соседних стран. Их участие может не только существенно осложнить проведение военной операции, но превратить её во всеобщую войну в Западной Африке. И это также может быть целью определённых сил.
На подготовку концепции военной миссии в Мали Совет Безопасности ООН предоставил 45 дней. Однако окончательного согласия пока не дано. Всё зависит от сговорчивости властей Мали. Согласятся ли они освободить север страны за ту цену, которую им назвал Запад?...
(1) См.: Резолюция Совета ООН по правам человека от 26 сентября 2012 г. (21 сессия СПЧ ООН).
(2) Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус прямо называет северомалийскую Аль-Каиду «наркотрафикантами». (http:// maliactu.net/ les-djihadistes -du- nord- mali- nouveaux- maillons -du- trafic- de-cocaine -vers -leurope/
(3) См. Резолюцию СБ ООН № 2071 от 12 октября 2012 года, //
(4) Официально это назначение было обставлено тем, что население Сахеля, дескать, «страдает от экстремальных климатических условий и слабой экономики. В 2012 году в странах Сахеля 18 миллионов человек были охвачены продовольственным кризисом. Более 1,1 миллиона детей сталкиваются с риском серьезного недоедания». Однако эти проблемы Сахеля возникли не в октябре 2012 года.
(5) Пресс-брифинг 24 октября, // См.: Официальный сайт Государственного департамента США: http:// www. state. Gov /r /pa /prs/dpb/2012/10/199595.htm
(6) Заявление Х.Клинтон 29 октября 2012 г., // Официальный сайт Государственного департамента США
http://www.state.gov/secretary/rm/2012/10/199868.htm