Оригинал взят у
antipin_sl в
Сегодня - 80 лет ДнепроГЭС!Оригинал взят у
solaris_x86 в
Сегодня - 80 лет ДнепроГЭС!
Сначала это - разница глубин,
Перегородка между вод Днепровских.
Затем энергии источник из турбин,
Шлюзы для судна на подмостках...
История Днепрогэса начинается с утвержденного в 1920 году плана ГОЭЛРО, который предусматривал строительство гидроэлектростанции ниже порогов Днепра мощностью 500 тыс. киловатт.
После проведения изыскательстких и проектных работ в декабре 1926 года был утвержден проект И.Александрова, позволявший затопить пороги и тем самым решить проблему судоходства. К строительству приступили почти сразу - 15 марта 1927 года на скале под названием «Любовь», взвился алый флаг с надписью «Днепрострой начат!».
Предстояло за короткий срок построить инфрастурктуру, затем приступать к строительству самой электростанции и монтажу агрегатов. Всего за пять лет в скалистые берега Днепра впились бетонные крылья плотины, а запорожские просторы покрылись сетью коммуникаций и рабочих поселков.
Видный немецкий инженер, профессор Георг Шлезингер докладывая на собрании союза инженеров 11 апреля 1930 года отмечал:
"Люди собирают свои последние гроши и строят гидростанцию "Днепрострой", являющуюся величайшим сооружением в мире.
По сооружении плотины Днепр станет судоходным на всем своем протяжении...
Балтийское море будет сообщено с Черным... К тому же у воды отвоюют 500.000 киловатт, которые будут служить целям индустриализации целых районов.
Я беседовал, будучи в декабре 1929 года в России, о проекте Днепростроя с руководителями этого строительства, а также с американскими и германскими консультантами. Они мне сказали, что никакого предприятия в мире до сих пор не основали в таком грандиозном масштабе, с такой обоснованностью, предусмотрительностью и простором и не осуществляли с такой плановостью и так гладко, как Днепрострой.
Неимоверный энтузиазм масс, эта великая воля и вера в свое дело произвели на меня самое сильное из впечатлений полученных мною во время моего путешествия по трем континентам".
(Доклад опубликован в апреле 1930 года в еженедельнике «Militar Wochenblatt», Германия)
Первомай 1932 года был отмечен запуском первого агрегата станции, а 10 октября того же года гидроэлектростанция была официально запущена с вводом первой очереди из 5 энергоблоков. Спустя 7 лет станция вышля на проектную мощность - 560 тыс. киловатт.
Но пришла война. С наступлением немецко-фашистких войск 18 августа 1941 года персоналом был затоплен машинный зал, выведены из строя генераторы и взорвана часть пролетов плотины. Возобновить работу станции гитлеровцам так не удалось. А при отступлении осенью 1943 года советскими разведчиками и саперамы был сорван план гитлеровского командования о полном уничтожении плотины.
С января 1944 года на станции начались восстановительные работы. Спустя всего три года - 3 марта 1947 - был пущен первый гидроагрегат мощностью 72 мегаватта. К концу того же, 1947 года были введены в строй еще два, а в 1950 году ГЭС заработала на полную мощность - 650 тыс. киловатт.
В 1969 году начато расширение гидроузла строительством Днепрогэс-II мощностью 828 тыс. киловатт. В 1975 году было запущено 6 из 8 энергоблоков, а в 1980 - последние два.
Сегодня среднегодовая выработка составляет 4 млрд киловатт-часов...
Есть дела рук человеческих, которым выпало в истории олицетворять целую эпоху. Таков и Днепрогэс - сегодня, даже спустя 80 лет, он - Стройка-символ, Стройка-подвиг. Стройка, вобравшая в себя сразу несколько страниц биографии нашей великой страны.