Время для мятежника

Sep 10, 2012 15:17


Время для мятежника (CIV12)

(…)процессы, подобные накоплению энтропии в наших телах, которые мы называем болезнями, дряхлением и старостью, постоянно идут и в человеческих обществах. Социальные организмы рождаются, взрослеют и, рано или поздно, умирают.

Иногда это происходит в столкновении с конкурирующими социальными структурами, иногда же при вроде бы спонтанной потере структуры внутренней, но за которой обычно стоит процесс медленного, подспудного, но критического накопления социальной энтропии внутри самой социальной структуры. (…)

Социумы живут столетиями и тысячелетиями, а не минутами. Но иногда процессы, происходящие во внешнем мире, вдруг резко меняют своё направление, и старый социум, привыкший, как рыба к воде, к старым условиям среды, внезапно оказывается с "высохшими жабрами" и тотальным "недостатком кислорода" в своей уютной внутренней среде.

(…) вопрос пика дешёвой энергии и, связанной с этим пиком перестройки социума и его экономического блока, разобран здесь.

Первое(…) внутри будущих мировых экономик громадные количества энергии (…) будут просто тратится на поддержание внутренней структуры экономики.

С чем это связано?

Человечество всегда пыталось вначале использовать наиболее концентрированные, качественные ресурсы (…)

[сейчас требуется] всё больших и больших количеств энергии на добычу эквивалентного количества полезного продукта.

Второй момент(…)- это экспоненциальный рост инвестиций.

(…)экономика будет всё больше и больше нуждаться в инвестициях во все свои производящие сектора.

Третий момент(…) - это катастрофическое перераспределение трудовых ресурсов, которое произойдёт в ближайшем будущем между секторами экономики практически во всех странах мира. Сектор производства первичной энергии, призваный обеспечить поддержание структуры социума, будет неизбежно вовлекать всё более и более значительные количества трудовых ресурсов.

(…) когда большая часть энергии и большая часть добавочного продукта общества будет, по сути дела, вынужденно использоваться на "поддержание штанов" у перманентно падающей эффективности экономики, мы столкнёмся с третьим моментом (…) Это  - неизбежное падение конечного потребления.

(…) И, если данное падение не удастся демпфировать социальными технологиями (а падение конечного потребления уже представляется неизбежным), то я бы не был столь оптимистичным касательно пункта "в третьих". Голодные люди - плохие работники и хорошие разбойники.

Разомкнуть систему для дальнейшего роста можно, но это - очень нетривиальная и комплексная задача. Бурный рост социальных систем по шкале экстенсивности (начавшийся ещё со времён Колумба, Ермака и Магеллана) и продолжавшийся потом ещё и по интенсивной шкале (спасибо Уатту, Отто, Дизелю, Оппенгеймеру, Курчатову и многим, многим другим) за счёт энергии внешней среды, выходит на свой пик. Системе, в существующем виде, уже некуда расти.

Ей надо меняться.

Меняться надо[человеку

Но - человека невозможно поменять без изменения структуры общества. Современный мир подразумевает многоуровневую и взаимоподчинённую увязанность социальных, технических, экономических и технологических процессов.

Невозможно построить техническую структуру, не создав под неё адекватную социальную. (…)

Сколько не пытайся привязать к человеку коммерцию, государство или религию - он, в первую очередь всегда останется человеком, то есть существом социальным. В обычаях которого вот уже миллионами лет гнездится взаимопомощь, альтруизм, самопожертвование и идея высокой цели собственного существования. (…)

Получится "Социализм 2.0", в котором уже можно будет максимально справедливо обеспечить распределение скудного, но гарантированного конечного потребления общества между его членами. (…)

И, скорее всего, девиация последнего столетия, исподволь стартовавшая гораздо раньше - от многовековых структур европейского майората, усилившаяся с изобретением "протестантской этики", получившая мускулы во время грабежа колоний и заковавшая себя в сталь и броню с изобретением пара и добычей дешёвой энергии - уже подходит к концу.

Нельзя быть вечным одиноким хищником со стаей шакалов вокруг.(…)

Пришло время волков.

Социалистических волков с термоядерным метаболизмом.

Общество, Социализм 2.0, Развитие

Previous post Next post
Up