Александр Дугин: Сейчас или никогда! 16 июля 2012, 09:00
(...) Сейчас интеграция на постсоветском пространстве стала одной из приоритетных, а возможно и главной задачей российской политики. Я занимаюсь вопросами интеграции уже около 20 лет, и могу сказать, что только сейчас в этом направлении Москва приняла принципиальные стратегические решения. При раннем Путине было желание «пробовать», и только сейчас появилось желание именно «проводить» интеграцию.
(...)
- Какие основные проблемы, что по-вашему мешает объединению?
(...) Самая главная преграда, на мой взгляд, - это противодействие США и Запада в целом любой интеграции на постсоветском пространстве.(...)
(...)далее я бы выделил отсутствие соответствующей идеологии Евразийского союза. Отсутствие той цивилизационной установки, которая бы могла нас по-настоящему убедить… Европа так легко объединяется, потому что есть европейская идентичность. В исламском мире она есть, есть в Китае. Она, в общем-то, есть и в Евразии, но над этим надо работать!
(...) В условиях непонимания собственной идентичности очень трудно объединяться. Вас спрашивают: с кем мы интегрируемся, во имя чего, каковы ценности? Если мы скажем, что ценности такие же, как на Западе, то рождается закономерный вопрос - а зачем нам тогда собственная интеграция? Тогда мы можем объединяться с ними. Если ценности отличны, тогда участники спросят - расскажите в чем?
(...)
Третья…
- Это национализм. Национальные административные элиты, которые уже привыкли существовать в независимых государствах, и на этой независимости строить свои довольно серьезные политико-экономические процессы. Поэтому национальные элиты не заинтересованы в интеграции.
Четвертый момент: общество. Общества наших стран хотя и по-прежнему имеют общую модель, но все больше и больше расходятся.
Из этих причин я бы выделил вторую, как наиболее важную и наиболее проблематичную. Объединяться можно только вокруг общих ценностей. Эта же проблема важна для сохранения единства России.
В 1917 г. все эти причины наличествовали, но нашелся политический субъект, предложивший свой миропроект и свою идеологию, на основе которой возникла новая идентичность, объединившая народы Российской империи.
Таким образом, дело не только в идеологии, но и в субъекте - носителе этой идеологии и готовый реализовать свой миропроект, поскольку либеральный проект наш народ не приемлет.