Стремление к идеалу

Sep 14, 2020 00:37

Перелистываю почтовый ящик, нахожу сохранённые кладези мудрости) Вытаскиваю их на белый свет...

п.с. Орфография автора сохранена (на всякий случай). И ещё: по-моему, это прекрасно. И ведь я считала и считаю точно так же. Учитель должен учиться всю жизнь и постоянно.

From Irina Split, Turku, Finland

Чему меня научило или напомнило преподавание в академии, или что хорошо бы знать учителям. (Как оказалось, часть первая))))


Как многие из вас уже знают, я второй год учусь и преподаю в шведской академии города Турку. Фишка в том, что именно учусь и учу одновременно. Преподаю русский как иностранный, словообразование; учу шведский, акварель и скетчи. Я давно и совершенно уверена в том, что каждый учитель обязан раз в три года учиться чему-то совершенно новому, и хорошо бы в группе. И еще неплохо бы попреподавать чего-нибудь взрослым. А еще хорошо за солидные деньги. А еще самому взять несколько частных уроков. Почему? Об этом и многом другом поподробнее в пунктах. (Я как Фандорин люблю эти “это раз, это два, это три …))))
Вспомните, когда вы в последний раз чувствовали себя совершенным идиотом? Новичком? Неумёхой? Глядишь в книгу - видишь фигу?
Это очень важно вспомнить. И не забывать никогда. Иначе некоторые преподаватели, преподающие одно и то же двадцать лет, так уверяются в своём совершенстве в предмете, что забывают какого это. Вы что-то не поняли на уроке. Кто виноват? Учитель? Плохо объяснил? Привёл неправильные примеры? А вы как объясняете? Вы уверенны, что вас понял каждый из учеников, и аудиал, и визуал, и кинестетик? Как вы реагируете на непонимание и дополнительные вопросы? Посмотрите на себя со стороны.
“Не понимаю. Не могу. Не получается. У всех вон как красиво, а я рукожоп.” - это всё я на своём первом уроке по рисованию. У меня не получалось ни-че-го. Я заплакала. Мне 37 лет - я заплакала. Я помню об этом, когда даю своим студентам новую тему. Я не выйду из аудитории пока не увижу, что каждый спокойно пользуется новой грамматикой или хотя бы точно знает в каком направлении ему идти.
Вспомните, когда вас в последний раз спросили что-то в классе или в кругу уважаемых вами людей, а вы не знали ответа? Помните какие долгие паузы любят наши учителя в таких случаях выдерживать, чтобы уже ни вы, ни все ваши одноклассники не сомневались в вашем полном ничтожестве.
Тут такого не делают. Мы вызываем к доске в самом крайнем случае, когда например на фонетике мы писали и комментировали каждую букву вместе, то есть все понимали, что от студента у доски никто не ждёт правильного ответа. Мы учимся. Мы обсуждаем. А студент у доски просто фиксирует наши выводы на доске. Есть такое японское понятие, которое я знала и чувствовала давным давно, а вот формулировку увидела позже в одной из моих самых любимых книгах “Тай Пэн” Джеймса Клавела. Настоящему учителю или всем, кому предстоит воспитать мальчика, очень пригодится. Сохранить своё лицо и не дать другому человеку ни в коем случае уронить лицо перед другими. Ненавижу программы про розыгрыши, где человека просят помочь, а сами подставляют его в глупую ситуацию, снимают из под полы, ржут как кони и гордятся выполненной работой. Интересно, что в таких программах попадаются на эту утку именно люди самые добрые и отзывчивые. А вам смешно?
Я помню, как мой преподаватель намеренно промариновал меня у доски все сорок пять минут, зная, что я не могу ему ответить, чем довёл до слёз перед всем классом. Спасибо, мой учитель. Я хорошо выучила ваш урок. Мои студенты не плачут на уроках.
Вспомните, что вы думали о своём преподавателе, когда звонок уже прозвенел, а урок еще длится и длится? Когда вместо самого предмета он начинает вам рассказывать историю болезни своей бабушки? Когда в довесок к уроку он вам хочет еще и прочитать лекцию о морали? Когда он к уроку откровенно не готов (вы что, думаете ученики этого не понимают?)? Когда на лекциях одно, а в экзамене другое, потому что “Ой, правда? Ну, это с прошлого года билеты, но вы все равно должны это знать и вообще чему вас только учат”. Ээээ, чего? Вот вы то,барышня, так и научили.
А для закрепления эффекта представьте, что вы этому преподавателю еще лично платите евро так 20 в час, например. Вы его еще раз наймёте? Очень интересный опыт. Кстати, финские студенты никогда не сидят в аудитории после звонка. И не потому, что если вы что-то не успели, это ваша проблема. Вернее, не только потому. А потому, что у него автобус, например, через три минуты, а следующий через двадцать. И вообще дел полно и всё распланировано.
Еще к вопросу о всезнании)))). Я докторант, Мои многие студенты докторанты, мастера или просто студенты в таких науках, которые я и выговорить то не могу. То, что вы хорошо знаете свой предмет или, как а анекдоте, так долго объясняли, что уже поняли сами, не делает вас всезнающим магом. У каждого из ваших студентов и учеников (да, да я про школьных учеников говорю) есть такая тема, в которой вы полный ноль, и не забывайте об этом.
Вспомните, какую ахинею вы несли учителю, чтобы объяснить где ваше домашнее задание? Почему вы не сделали домашку? Вы устали? У вас был другой, более важный экзамен? День рождения? У ваших студентов тоже есть дни рождения. Мы все и с той и с другой стороны люди. Не забывайте об этом.

Ой, мои студенты дописали экзамен))))) пора проверять.
Допишу в следующий раз, а рисовать, как оказалось, я всё таки умею))))))

О высоком и чистом, трудности бытия, Цитата дня

Previous post Next post
Up