«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…». (М.Ломоносов)
Удивлены, что речь пойдет о гжели, а на первом фото нет ничего бело-голубого? Да, пожалуйста, мне не жалко!) Вот она, классика, Хочешь - музейная, хочешь - магазинная…
Но дело в том, что в отличие от других познавательно-покупательных экскурсий, наша держала путь не на сам фарфоровый завод (один из, так скажем), а в то место, где еще только рождаются будущие большие художники, где раскрываются их таланты. Где можно увидеть не только стандартные кружки/вазы/фигурки, пусть и роскошные по красоте, а самый широкий спектр возможностей, который дарит мастеру чистейшая гжельская глина. И место это -
История его идет от конца 19-го века, от рисовального класса Строгановского художественно-промышленного училища, в котором бесплатно учились крестьянские дети Гжельского куста. Что это за куст? Так ведь гжельский фарфор лишь именем увязан с небольшой деревенькой Гжель, а на самом деле промысел этот принадлежит целым 27 деревням. Может быть, именно из-за этой путаницы в незнающих головах и плодятся слухи, что царь не настоящий на рынках и в магазинах сплошь гжель поддельная, а настоящей днем с огнем не сыскать. После той экскурсии, что провела нам Светлана Николаевна Соловьева, заведующая вузовским музеем, преподаватель и невероятно увлеченный своим делом человек, я на вопрос о поддельной гжели буду отвечать ее же вопросами: а где учились те, кто делает эту гжель? Сколько выпускников выходит из стен вуза ежегодно? Они что, поддельные? Или им запрещено заниматься тем делом, которому они учились?
Ну, вот мы и подсмотрели, где и чему учатся студенты Гжельского института. В учебных помещениях нет только первого этапа технологического процесса - изготовления собственно фарфоровой смеси, так как он слишком шумный и пыльный, не для учебного заведения. Все остальные же шаги - прямо перед нами.
Будущий шедевр или просто симпатичная домашняя тарелка - начало всегда одно: рисунок, набросок.
Потом мастером создается гипсовая модель, по которой изготавливается первичная заготовка.
Затем гипсовая фигура отправляется на литейный участок форм. По ним делается разъемная литьевая форма.
И вот они, уже отлитые, высушенные и первично обожженые заготовки будущей красоты.
Можно, конечно, скептически сказать, что вот же она, штамповка-то, вот только не надо забывать, что каждая такая «штамповка» в конечном итоге все равно расписывается вручную.
Подглядываем дальше)
Воспоминаниями накрыло меня при виде этого фонтана!) Марокко, где мое любимое Марокко?!))
Почему гжельский фарфор бело-голубой? Потому что температуру окончательного обжига в 1400 градусов выдерживает только одна краска - кобальт, из всех оттенков серого и черного давая в итоге все оттенки глубокого синего цвета. А глазурь на 30 процентов состоит из жидкого стекла, что и дает гжельскому фарфору такой прозрачный и яркий блеск.
Керамика, майолика, изделия из грубой глины шамот - здесь учат работе со всеми этими материалами. И краски тут совсем другие - соли и пигменты.
Поймать этого человека со спокойной мимикой и «молчащими руками» мне оказалось не под силу))
Вот мы и подошли вплотную к музею института, ведь его экспонаты как раз и есть дипломные работы выпускников. И какие экспонаты! Объездившие не одну страну мира, где вызывали признание и восхищение. Собственно, ими заполнены все площади вуза, просто за дверями музея-кабинета и за стеклом - самые ценные и хрупкие. Торжественно открывал этот музей Игорь Тальков, и это был его последний концерт в жизни…
Пока народ штурмует магазинчик при институте, брожу по фойе и коридорам…
Основа - самая дешевая магазинная плитка, между прочим)
Кому было мало котиков фарфоровых из прежнего поста, вот еще, пусть и не таких изящных))
Прослушала, но вроде бы именно здесь делают статуэтки пеликанов для конкурса «Учитель года».
Здесь даже окошки у пола, и те непростые)
В тупике я с этим объявлением оказалась, а спросить не успела)) Кто-то понимает, что это значит?)
А теперь две роскошные вещи, которые можно увидеть безо всяких экскурсий: часовня иконы Божьей матери «Воспитание» в селе Ново-Харитоново, построенная в 2005 году преподавателями и студентами ГГХПИ…
…и один из вестибюлей одной из московских станций метро. Странное дело, но почему-то кроме меня никто из группы сказать, что это за станция, не сумел…
Все. Это точка на всего лишь одном дне поездки, вместившем в себя так много разных впечатлений. Или точка с запятой…)
Большое спасибо сообществу
mosblog и «Магазину путешествий» за приглашение на экскурсию
«Серебряный треугольник. Вершины мастерства. (Павловский Посад - Ликино-Дулево - Гжель)» .