"Все, что ново и непонятно, кажется пугающим. Я никогда не старался смягчить свои высказывания, подстроиться под вкусы публики. Должен ли художник это делать? Мои работы кажутся агрессивными. Но искусство должно быть сильным" (Даши Намдаков)
"Начало"
Черный зал, тёмные стены, пятнами высвеченные "нездешние" лица и фигуры, отрешенные, чужие, отлитые в металле, а потому особенно сильные, неуязвимые - это должно было бы пугать и отталкивать, но напротив, притягивает и не отпускает. Чем дольше ты смотришь, тем глубже проникают в тебя ритмы звуков, доносящихся будто издалека, из глубины, изнутри запредельно древней Азии, тем больше чувствуешь: все это про свет, а не про тьму.
2.
"Обнаженная"
3.
"Движение"
Последняя коллекция Даши Намдакова - "Изнутри" - нечто совсем отличное от прежних гладких, изящных, текучих форм. Ну, разве что одна вещь, в самом ее начале, как переходная между знакомыми уже линиями...
4.
"Слияние"
5.
...и тем, что воспринимается действительно как взрыв, всполох, как нечто, вырвавшееся наружу из глубины души и веков и не успевшее принять законченную форму прежде, чем застыло в грубом металле.
6.
"Миф о похищении"
Я, конечно, могу под каждым фото дать подпись грамотную, сочиненную искусствоведами и галерейщиками, но я по-прежнему отношусь к искусству этого бурятского гения очень лично, без оглядки на чужие интерпретации.
В коллекции вот это, например, "Энергия" - "центральное произведение коллекции, воплощение идеи прорыва внутреннего через внешнее. Торс, в котором можно увидеть как антропоморфные, так и зооморфные очертания - это, с одной стороны, реминисценции ко всей истории искусства, начиная с Бельведерского торса, с другой стороны, личная отсылка к каждому из зрителей любого пола и возраста. Что произошло с этим существом, что заставило его принять эту мучительную позу? Изнутри он сияет на зрителя невероятными цветами - внутреннее победило внешнее, его ждет перерождение в новую, сияющую форму".
7.
"Энергия"
Или словами самого Даши: "Эта скульптура связана с моим мироощущением. Это своего рода мой "автопортрет". В образе античного торса мы можем увидеть атлета, несгибаемого и непадшего, но устоявшего и поднимающегося. Внутренняя энергия позволяет ему сделать этот рывок. Цвета скульптуры - как нутро вулкана, ещё недавно спавшего, но уже грозно пробуждающегося".
А по мне, это же тот самый Данко с догорающим, но все еще светящим людям сердцем. Или Прометей. Или... Впрочем, пусть у каждого будут свои ощущения.
8.
Названия не важны, порой просто любопытно, как твое собственное восприятие совпадает или разнится с тем, что задумывал Мастер.
Вот это "Мудрость". И ведь да, именно она и видится во взгляде застывшей вечности.
9.
"Мудрость"
А это "Катарсис", но ты стоишь, долго-долго, и нет у тебя никаких таких возвышенности и очищения, лишь невозможность оторваться... почему-то...
10.
"Катарсис"
Скульптуры Намдакова, если честно, бессмысленно фотографировать: они настолько не статичны, что нужно обходить их кругом, с каждым взглядом открывая новые детали в уже, казалось бы, виденном.
11.
12.
13.
14.
Стоит заглянуть и внутрь, чтобы удивиться - там совсем не изнанка, они разные и внутри. Ни единой мелочи, да...
15.
В Дзене в первый мой рассказ об этом нестандартном искусстве (
"Не заглядывайте им в глаза...") набежали комментаторы - знатоки потусторонних сил и бесовщины, здесь ждала поборников классических форм и хулителей непонятного)) Пока притихли. Да и фиг с ними, если что! Не устаю повторять, что и красота, и бесовщина - в глазах смотрящего. А вот тем, кого цепляет в хорошем смысле, скажу еще одно (простите, если кого-то раздразню): это все не запрещалось трогать! И разве можно было удержаться?!
16.
"Единорог"
Вот же он, Единорог, такой не классический, не сказочный, но такой живой! Такой странный, но настоящий, такой волшебный, но реальный. Свободный, но разрешающий загадать желание. Вы ведь знаете, как? Надеюсь, сбудется! И мое, и ваше, если и вам повезет увидеть, подойти и...