Базарный день. Забытое в большинстве городов понятие, базарные дни там теперь ежедневно. В любом месте есть теперь хоть мини-, хоть макси-рынок с кучей китайско-киргизского барахла, совершенно одинакового от Мурома до Кириллова, и оборотистыми торговцами фрукто-овощами «со своего огорода», только в турецких ящиках.
Глубоко провинциальный туристический город, куда наш «Сергей Образцов» заходит на стоянку каждые две недели. Внове для большинства туристов, он давно вдоль и поперек знаком тем, кто на теплоходе работает. Тихий, сонный, безлюдный. От него не ждешь ничего, кроме ветшающей архитектурной красоты и необъяснимого очарования места, чья история богаче иных региональных столиц. Сколько раз я здесь была, уже и не сосчитать, из туристического города он давно превратился для меня в точку на маршруте, где продают самые вкусные пирожки с капустой. Расписание - закон, а потому дни стоянок здесь всегда одинаковы: среда и пятница. Где - здесь? Что за Ханкерман?
Почему городские гиды привычной скороговоркой говорят туристам, что издавна базарные дни в нем - четверг и воскресенье? Странное дело, базарный день посреди рабочей недели! Впрочем, странное, если не знать истории. Ханкерман - Город Хана. Он же Городец Мещёрский. Он же Касимов - вот уже пять с половиной веков русско-татарский городок в рязанской глубинке. Информация остается где-то на краешке сознания, но не трогает: того, чего не видишь, как бы и нет. Но вот однажды… Однажды Ока внезапно и сильно мелеет в межень, расписание теплохода вынужденно перекраивается, и он приходит в Касимов во внеплановый день - тот самый четверг. И тогда - что это?! Откуда все эти люди? Вернее, где они все были те три года, что я с Касимовым знакома?
2.
Так вот что такое базарный день в провинции! Перекрытые от машин улицы, Соборная площадь, превратившаяся в торговую. И торгуют не манго с пармезаном, помидоры тут не пластмассовые, а живые, до одури пахнущие помидорками с грядки из детства. Про них не надо писать «грунтовые», заманивая покупателя, они сами за себя говорят.
- Откуда?
- Из Ерахтура, с огорода.
3.
Вы знаете, где это, Ерахтур? Нет? А я знаю, это недалеко. Тут, выше по Оке.
И к молочке не прилеплено слово «фермерская», она просто хозяйская, своя, от своих коров, своими руками сделанная.
4.
Здесь почти все свое и своими руками.
5.
6.
7.
Почти. Есть и стандартный ширпотреб, но и он воспринимается, как торговля необходимым товаром для дома и людей, а не впаривание фигни в местах, от столиц далеких, а потому непритязательных.
8.
А еще здесь не машут на тебя руками «убери камеру!!!» Наоборот, просят сфотографировать и, подбоченясь, спрашивают: « А в интернете я буду? Да? Ага, хорошо. Слышь, Верка, я в интернете буду!»
9.
Ухожу с торговых улиц, но и остальные полны народа. Удивительно, ведь обычный день недели. Ну да, понятно, почему базар в четверг и воскресенье: татарский - перед праздничной пятницей, русский - в самый выходной. Все те же пять с половиной веков мирных традиций жизни русских и татар бок о бок. Как сохранили, как мирно донесли до 21-го века? Еще одна твоя загадка, маленький Касимов с большой историей. Я не хочу ее разгадывать, я хочу порадоваться очередному «не было бы счастья…», приведшему меня сюда в этот день, и предложить неравнодушным: соберетесь в Касимов, подгадайте к базарному дню.