Два мира - глаза в глаза: Римский театр Аммана и "Amman Pasha Hotel"

Jul 19, 2018 18:00

Про это место обычно рассказывают грамотно и умно, что, наверное, совершенно правильно. Перед театром, высеченным руками рабов Римской Империи прямо в скале невозможно не испытывать трепета. Прикосновение к этим камням - мурашки и восторг одновременно (кинестетики и фантазеры поймут). Кто был на этом месте до меня? Сто лет назад, четыреста, тысячу? Мужчины, женщины? Точно одно - строили рабы, наслаждались зрелищами свободные люди. Сколько их было за две тысячи лет, с тех времен, когда Амман был не столичным иорданским Амманом, а Филадельфией, столицей римской провинции Каменистая Аравия!
[Теперь вот я...]



Шесть тысяч мест - поместятся все горожане любимого Мышкина. Второй век нашей эры - представить невозможно, воображению так далеко не заглянуть. Гладиаторы, львы, отданные им на расправу христиане - нет, говорят, ничего кровавого здесь не было, изначально театр был именно театром, остается им и теперь - местом праздников, соревнований и даже аналогом нашего Пушкина на Тверской, как точкой встречи для всего города.



Впрочем, все грамотное и умное я читала про это потом, а знакомство вышло с романтичной сумасшедшинкой...

Только представьте - целый день иорданских приключений: знаменитая «водяная триада» или «3 в 1» (о ней как-нибудь попозже), дорога, дорога, дорога, серпантины, Мертвое море, соляная пустыня, уже в ночи вдруг мозаичная Мадаба... Ты уже ничего не соображаешь, просто кукла без собственной воли и сил. Уже не вертишь головой по сторонам, даже понимая, что твое такси наконец-то толкается по пробкам столицы - Аммана, и вот-вот можно будет рухнуть в кровать.

Команда «закрой глаза»? Ок, закрыла. Только усну ведь сейчас мгновенно, лишенная возможности эти глаза таращить в окна))
- Закрой, - еще раз почти требовательно и в то же время умоляюще. - Не открывай.
И потом:
- Можно. Смотри.
- Оооой! Вот это да! Спасибо!

Слетает сон от увиденного, но такси слишком быстро проезжает мимо, и остается сожаление, что именно такой, в ауре теплой и темной южной ночи, ты эту красоту уже не увидишь. Смириться, придется смириться, умотаны мы, пассажиры, устал наш водитель, весь день развлекавший этих жадных до впечатлений русских. Нужен отдых, ждет отель. Понятия не имеем какой, давно отдались в руки своего таксиста, отдав в его распоряжение всю бытовуху. Черт знает, почему мы так легко ему доверяем! Араб в арабской стране и - доверие! Но дуракам везет же))
Вывески «Amman Pasha Hotel» ночью не видно, вход в какой-то подворотне, вокруг темень, куда это он нас?) И вдруг...
3.


Это было 5 марта на всякий случай, и никакого отдельного нового года в Иордании не ожидалось на тот момент.
- Как? Почему?
- Красиво, зачем убирать, пусть будет. РомантИк.
- )))

Приветственный чай с мятой (не идущий по вкусу ни в какое сравнение с перехваленным марокканским), пока бедная иорданская девушка с ресепшн после тройного подтверждения от моего мужа наконец-то оформляет нас троих в один номер. О, глаза администраторов не передать ни словами, ни фото)) Ну, хоть полицию нравов не вызвали, спасибо им!)
Спросите, что за блажь втроем в одном номере? А банально - экономия. Варианта было три: двое в отеле - один в машине, двое в одном номере, третий - в другом, и вот этот, самый дешевый и совестливый, хотя и дико неприличный для консервативно-мусульманской страны. Но не для нас. Можно подумать, мы не спим вповалку в плацкартных вагонах!

Скорее, скорее. Лифт, ключи, бросить сумку, по привычке щелкнуть фотоаппаратом...
4.


...подойти к окну, отдернуть штору... А-ааах!
5.


Где этот хитрый Хусейн, который таксист?! Ведь знал же, знал! Знал, куда везет и ведет, знал, какая будет у меня реакция!)) И ведь не торопится сразу за нами, такта и порядочности - порой среди «белых» еще поискать. Впрочем, вечерне-ночные подробности опустим, просто была ночь, и было утро. И будто мало было вчерашней мягкой милоты, будто римского театра в открытом окне номера было мало, и муэдзина с призывом правоверных к молитве - мало, нас вдруг взяла в плен сама атмосфера этого чудного места. Помните, как я наехала на иностранцев Акабы за их бесцеремонность и невоспитанность? Здесь же было, как на моем теплоходе - улыбки и щедро раздаваемое «доброе утро!)» на всех языках!

А утренняя отельная кафешка? Стандартный иорданский завтрак, но в каком антураже! Да и приготовлен американским «поваренком», стажирующимся здесь в арабском языке. Не отель, а Вавилонская башня, где вместо распрей сплошная доброжелательность.
6.


7.


8.


9.


Но быстрее, быстрее! И некогда оставить свой собственный автограф (ничего, в октябре сделаю), скорее сюда, в место, что дразнит со вчерашнего вечера.
10.


Театр грандиозен, и это не красное словцо. Грандиозен и при этом изящен. И он живой, не замурован забором, как в Петре, не отдан бедуинам-скоморохам, как в Джераше, он полон достоинства и величия.
11.


12.


«Вип-места» здесь, на широкой части: театр ориентирован так, что на этих рядах зрителям никогда не слепит глаза солнце. Для страны, в которой 320 солнечных дней в году, это, мягко говоря, немаловажно.
13.


Древние римляне разве были великанами? По этим ступеням реально карабкаешься...
14.


А уж вниз! Очень круто. Как-то так он спланирован и вырублен, что из-за угла наклона ряды будто нависают один над другим.
15.


Видите там, далеко на горе, развалины тех же времен? Это Цитадель, высшая точка Аммана. Дойдет у меня и до нее очередь, а пока смотрим на нее и качаем головами от масштабов древнеримских замыслов: специально для знатных лиц того времени театр был соединен с Цитаделью подземным туннелем. Глубоким туннелем, очень глубоким. М-да, разделение народа на випов и простолюдинов за тысячи лет практически не претерпело изменений.
16.


17.


Сколько поколений детей приходило сюда со своими «грамматиками» и «калькуляторами» - римскими учителями-магистерами, а теперь приходит с арабскими мударрисами и муаллимами.
18.


Привычная картина. Полиция везде. С одной стороны, это напрягает, не давая забыть о соседях страны и о том, что соседство это очень близкое. У этого театра ведь есть и горькая история века прошлого: в 1948 году в его стенах скрывались несколько тысяч палестинских беженцев. В тот страшный для них год население Аммана за две недели почти удвоилось.
19.


С другой же стороны, количество полиции, наоборот, успокаивает и напоминает, что Иордания - едва ли не самая безопасная страна в мире, и оружие направлено не на тебя, а на твою защиту.

В скале, в самом деле же театр просто вырублен в скале!
20.


Забавный штрих)) Ну, не привычны мы к тому, что именно мы - экзотика, что именно с нами хотят закинуть фоточку в свой инстаграм)
21.


Пора уходить. И уезжать. Прощаться с Амманом не очень жаль, город бестолков и красотой не блещет, но... Не знаю, существует ли так называемая магия места, тем более не знаю, существует ли таковая, объединяющая и дополняющая силу двух совсем разных мест. А только вот здесь буквально шестым чувством знаешь, что есть если не магия, то обыкновенное чудо слияния глубочайшей и трагичной истории и современного легкомысленного очарования.

В общем, вы поняли, lica_alica рекомендует!)) Ну, а если у вас будет правильное такси (визитка ниже), то мои рекомендации вам и ни к чему, вам надо будет просто закрыть глаза, закрыть... открыть... и - удивиться зрелищу из его окна или окна правильного отеля. И да, не забыть улыбнуться судьбе, его подарившей)



на пользу дела, Амман, Иордания

Previous post Next post
Up