Редкий речной турист доберется до этого города из Москвы: лишь в первые месяцы навигации балуют его маршрутом под названием «Московская кругосветка» да рейсом Москва - Нижний Новгород - Москва по Оке. Не слышали про кругосветку? Хорошо, об этом в конце, а сейчас все-таки про город из заголовка. Невелик Нижегородский Павлово, не очень, мягко говоря, ухожен, но хорошего рассказа точно заслуживает. А чего не заслуживает, так это полного отсутствия в некоторых вполне приличных путеводителях. Что ж, исправляем такое безобразие, садитесь поудобнее, мы ведь не просто пробежимся по достопримечательностям, мы по Оке к нему пойдем от самого Мурома. Сначала рано-рано встанем - по будильнику, чтобы восхититься рассветом. А можно и вообще не ложиться, если ты в хорошей-то компании, ведь рассвет в мае в четыре утра))
2.
3.
4.
5.
Не подвела Ока-голубушка, порадовала и чудным туманным рассветом, и своим «фирменным» тишайшим утром, после него можно уже и о том, куда пришел наш теплоход.
6.
Павлово Нижегородской области, Павлово-на-Оке - выбирайте имя, это все его, официальное и народное. Мне вот Павлово над Окой нравится, а можно еще и Павлово на Перемиловых горах.
7.
Произносить «горы», конечно, язык не поворачивается, но именно так называется крутой высокий правый берег Оки, на котором стоит Павлово. А Перемиловы горы... Пусть они и не горы никакие, зато легенды о названии своем хранят интересные.
Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила, откуда горы и получили название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог любви, согласия и дружбы, и, вероятно, отождествлялся со славянским богом Лель».
Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии. Было дело, изгнали их бояре из Мурома за неравный брак, и пришлось им жить на берегах Оки. Потом, опомнившись после бед и смуты, неразумные бояре позвали их обратно, и вот когда супруги возвращались из изгнания, то перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века «премилыя горы» за то, что дали нам приют и убежище». Вот они с тех пор и Перемиловы, горы эти. И речка Муромка у их подножия есть, хоть и далеко от Мурома. В каждой сказке есть доля сказки...
Нет, не в самом это Павлово было, чуть выше по Оке, но «горы» тянутся по Окскому берегу издалека, прочти от самого Мурома. А вот в черте своей это, как водится, еще один «город на семи холмах», причем все семь холмов имеют вполне конкретные названия: Троицкая гора и Семенова, Спасская и Убогая, гора Каменка, Воскресенская круча да Дальняя круча.
8.
А что же сам город? С его именем что? А у него, не поверите, и издревле тоже два имени было: Павлов Острог и Павлов Перевоз. Понятно, что без Павла ни там, ни там не обошлось, но перевоз через Оку с перевозчиком Павлом существовал задолго до того, как по приказу Ивана Грозного сооружена была здесь сторожевая крепость - острог. Вот теми 50-ю стрельцами, что в ней служили, командовал сотник, тоже Павел. Короче говоря, опять сами выбирайте версию, какая больше нравится, а мы сразу на пару столетий вперед перейдем. За столетия эти, прошедшие с апреля 1566 года, когда в грамоте Ивана Грозного впервые встречается письменное упоминание об этой местности, острог уж рассыпался за ненадобностью, а Павлово превратилось в богатое торгово-промышленное село. В село, которое совсем не хотело становиться городом: управлял этим богатым селом тогда крестьянский сход - орган местного самоуправления по типу вече. Не будет села - не будет самоуправления, так что сопротивлялись крестьяне «повышению» до самого века 20-го.
9.
Дальше положено рассказывать о достопримечательностях, но уж за этими подробностями вы как-нибудь сами сюда приезжайте, хотя бы и по реке, а я лучше поудивляю вас необычностью павловских историй. Положено, опять же, начинать с чудо-замков, да с «аглицкой блохи, которую тульские мастера подковали, а павловские посадили на ошейник да цепь, чтобы не убежала».
10.
Есть такое, и до сих пор Павлово - город промышленный, где инструментальный завод продолжает дело былых кустарей, но это тема для того рассказа, где картинки будут из Павловского исторического музея, а он сюда, ну, никак не поместится.
11.
Про это, кстати, хорошо и с охотой местные жители рассказывают, вот прямо здесь, на пристани. Подойдешь за магнитиком, а получишь лекцию по истории павловских ремесел. И, по-моему, это очень здорово!
12.
Здорово, что с былых веков и доныне держит город эту марку. Вот, еще в веке 19-м писал П.И.Мельников-Печерский: «Коему неизвестны Павловские изделия? Почти всякий из нас обедает с Павловским ножом и вилкою, чинит перо Павловским ножичком, запирает свои пожитки Павловским завитком, с некоторого времени и бриться стали Павловскими бритвами». М-да.. не поместится все же...
А что же тогда поместится?
Да вот, например, история «пазика», который принято ругать, но который за милую душу все работает и работает там, где другой давно бы скопытился)
13.
А история у него такая. Рабочие и инженеры одного из инструментальных заводов выступили с инициативой выпуска автобусов. Но Москва отказала. И тогда на заводе "потихоньку" были сделаны три первых автобуса. Их пригнали под праздник в столицу... Через несколько месяцев в 1951 г. было подписано решение о перепрофилировании инструментального завода в автобусный завод. Ныне ПАЗ, пережив все бури перестройки и многочисленных экономических кризисов, - крупнейший в России автобусный завод, выпускающий в год больше 10 тыс. автобусов 30 модификаций. Есть такие, что и аналогов в мире нет: горные горные ПАЗ-672Г, например.
Павловская «страна Лимония»
И на гербе Павлово лимон, и памятник вот в центре города, созданный преподавателями и студентами местного художественного техникума.
14.
Официальная версия появления в Павлове легендарного лимона, кочующая по всем изданиям, звучит так:
«Это событие произошло накануне отмены крепостного права в 1860 году, когда павловские купцы странствовали уже по всему миру. Один из купцов И.С.Карачистов установил тесные связи с турецким рынком, часто посещал Анкару и Стамбул. Однажды, видимо, за особо ценный товар, турецкий паша преподнес русскому купцу необычайный подарок - несколько черенков экзотических растений - цитрусовых. Тот чудом сумел в целости довести их домой и передал своему родственнику Е.Д.Елагину, который в свою очередь, не промахнулся, смекнув, что южные растения выживут только в теплом доме на светлом окошке. Стал их выхаживать, и турецкие саженцы прижились - всем на удивление! Как бы то ни было, еще в позапрошлом веке Павлово стало своего рода родиной комнатного лимона благодаря заботам безвестных народных селекционеров - пытливых мастеровых людей с золотыми руками».
Оставить вам эту версию, не запутывать? Потому что сама я в кисло-лимонной истории Павлово запуталась и поняла, что я знаю, что ничего о ней не знаю, и что версия официальная малоправдоподобна. Лучше всего об этом сказал директор Павловского исторического музея Николай Федотов:
«История с «павловскими» лимонами полна загадок. Есть распространенная версия, откуда они появились. Якобы кто-то из братьев-купцов Карачистовых -Александр или Иван - привез саженцы лимонов из Турции в Павлово. Но есть два момента, которые ставят эту версию под сомнение.
В Павлово выращивали - и выращивают до сих пор - не только лимоны, но и цитроны (в народе их называют «шишканами» за бугристую поверхность), и так называемые мандарины (на самом деле, это померанец). Получается, то ли Карачистов скупил махом все цитрусовые, которые попались под руку, то ли каждый год мотался в Турцию за новыми саженцами. Все это выглядит не очень правдоподобно. Тем более, когда эту историю попытались раскопать, оказалось, что братьям Карачистовым на 70-е годы XIX века было еще маловато лет, чтобы самостоятельно вести торговые операции. Да и купцами они, кстати сказать, не были - они были богатыми торговцами, но всю жизнь оставались крестьянами, хотя в популярной литературе гордо именуются купцами
Никто из дореволюционных авторов о цитрусовых не заикается. А вот в советское время - в 1920-1930-е - о цитрусовых вдруг начинают говорить вовсю. О них охотно пишет, например, публицист и поэт Глеб Глинка, который в 1936 году опубликовал книгу «Павлово-на-Оке» - очерки о советском Павлове. Павловские цитрусовые увековечил на одной из своих картин академик живописи Иван Семенович Куликов, который в Павлово работал, в основном, в 1932 году. Сохранилось мемуарное свидетельство, что Андрей Жданов, влиятельный идеолог большевиков, в бытность первым секретарем Нижегородского губернского комитета партии, в присутствии губернского начальства, сожалел, что никак не раскачается в ходе поездок в Павлово, и не доберется до павловских лимонов.
В 1930-х в Павлове открыли даже питомник цитрусовых - в городе до сих пор есть район, который по старой памяти называется Лимонником. Но питомник очень недолго просуществовал - его решили перекинуть в соседний Богородский район. В нем выращивали старую павловскую линию цитрусовых - лимон, цитрон, померанец, а также инжир и лавр. В 1990-е это дело заглохло окончательно.
Сегодня в домах у павловчан еще попадаются цитрусовые. Бывает, и москвичи пытаются саженцы покупать. Но лимон - очень капризное растение, он лучше всего себя чувствует в деревянных стенах, может жить в кирпичном доме, но никак ни в панельном.
У меня лично есть версия, что в свое время павловчане позаимствовали цитрусовые в помещичьем питомнике».
Ну и ладно, факт того, что Павлово - родина наших комнатных лимонов, все равно неизменен, копай историю или перекапывай))
Павловские гуси и гусиные бои
И рада бы сказать, что гуси остались, а бои канули в лету, да не выйдет. Разве что утешиться некровожадностью гусей, в отличие от петухов: гусь своего противника до смерти не забивает, а стремится только положить его на спину. Но это в момент зрелища (а гусиные бои в Павлово проводятся ежегодно в марте на левом берегу Оки, прямо на льду), а вот после боя.... Гусь-герой становится гордостью своего владельца, а проигравшая птица превращается в ужин своего хозяина.
15.
В общем, этим бедолагам в Павлове тоже памятник стоит, и такой солидный, что целиком в один кадр и не запихнуть.
16.
Мужская забава: канарейки
А канарейкам памятника не нашла, нет его пока, хотя канарейки прижились в Павлове лет двести назад. Как только эти птички завелись в Европе, так павловские купцы, торговавшие там скобяным товаром, прихватили их с собой. За пару веков появилась даже особая разновидность канарейки - павловская. Здешние канарейки желтые, потому что их скрестили с российским щеглом для укрепления певческого таланта. От зеленых канарских сородичей павловские канарейки отличаются не только цветом, но и песней. У павловских птичек самый нежный из канареечных напевов - овсяночный, построенный на трелях, россыпях и отбоях овсянки. В старину он именовался рябовским, по имени создавшего такой напев купеческого приказчика Рябова, позже стал называться русским и, наконец, павловским.
Разведение канареек всегда считалось в Павлове серьезным, а потому исключительно мужским занятием. Канареечники, как и гусятники, составляют особую касту и привязанностей не меняют. Павловские мужики любили ходить друг к другу в гости «на кенарей»: подолгу сидели, гоняли чаи, могли выпить рюмочку - так, компанию поддержать, интерес-то в другом - показать своих лучших солистов, блеснуть мастерством.
Несмотря на строгий канон канареечного пения, у каждого охотника есть свой секрет, и потому ни один кенар не повторяется. Главные учителя кенарей - дикие лесные птицы. Охотники нередко подолгу выслеживают их в лесу, слушают, чисто ли поет. А то получится кенар с браком...
Хотите послушать или поучаствовать? Это в декабре. Все сюда же, в промышленно-серьезный Павлово.
16.
17.
18.
19.
20.
Вот такой он, один из 160 средних городов России, что вдалеке от больших туристических троп. Город, который, как многие и многие, просит внимания, денег, неленивых рук и толкового хозяина, чтобы стать настоящей, а не декларируемой жемчужиной Нижегородской области. Думаете, почему городских фотографий так мало в посте? Да ну их! Одни рекламные вывески на домах, если даже сами дома и сохранились более-менее, вот и получаются не фотографии, а слезы...
А тем временем тот самый редкий в Павлово турист возвращается на свой теплоход и то бурчит «что тут было делать?», то удивляется всем тем вещам, о которых я только что рассказала, и необыкновенному музею, о котором я еще расскажу.
21.
Теплоход отдает швартовы, трогается дальше вниз по Оке, мимо разведенного ради него наплавного моста, через речной закат, и дальше у него...
22.
23.
24.
25.
Ах, да, я же обещала про «Московскую кругосветку»! Это просто: один теплоход - два речных порта столицы, а между ними Москва-река, Ока, Волга и Канал имени Москвы. Хотите, выходите с Южного речного вокзала и, как в этом рассказе, спускаетесь вниз по Оке и поднимаетесь потом по Волге, возвращаясь в столицу на Северный речной вокзал, а хотите - ровно наоборот:
от СРВ вниз по Волге и вверх по Оке до ЮРВ. Но только один раз в год - туда и один - обратно.