Третьяковка, дилетант и Заоблачные леса

Nov 10, 2017 14:00

По устоявшейся традиции 7-ю (как и предыдущие, насколько помню) Московскую международную Биеннале современного искусства "простые зрители" ругают. Ругают красочно, эмоционально и не очень выбирая выражения. Ну и что, что имя Бьорк считают фамилией и пишут его с ошибками, зато точно знают: современное искусство - отстой, художники - мазилы, деньги выброшены на ветер (чьи деньги, не уточняют). Признаться, у меня тоже термин современное искусство часто навевает образы инсталляций из туалетной бумаги да одного прибитого к брусчатке клиента психиатра. Но я упрямо продолжаю попытки найти в нем что-то живое, и иногда...



Михаэль Наджар, «Космический лес» (гибридная фотография, архивная пигментная печать)

2.



Тоже фото. Воды!)
3.


4.



Любопытно, что даже у самих устроителей и у маститых критиков трактовки названия сегодняшней Биеннале - «Заоблачные леса» - разнятся до противоположности. Кто-то противопоставляет облачность (в интернетном смысле слова) нынешнего информационного поколения цепляющемуся корнями за прошлое поколению… да моему, собственно. Кто-то рассуждает о взаимопроникновении «облаков» и «лесов», кто-то - об экологии, кто-то - о едином организме технологий и искусства.

От первого лица: «Принято говорить об определенном разрыве, даже пропасти, между этими поколениями: у них действительно абсолютно разное восприятие реальности. Но я рассматриваю это как новую экосистему, в которой мы живем. Меня интересует взаимообмен между поколениями: то, как образуется новое культурное пространство, возникает новая природа искусства, в которую я предлагаю зрителям погрузиться и, возможно, открыть для себя что-то новое. Молодые художники, выросшие в «облаках», стремятся найти свои корни, спускаются к земле, исследуют историю и традиции, у них формируются новые традиции, другое понимание пространства и исторической перспективы. Старшее поколение стремится попасть в «облако», освоиться в интернете, выйти на новый уровень коммуникации. Мне любопытна циркуляция процессов в этой новой экосистеме, ее богатство и красота». (Куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства Юко Хасегава)

Ну, а я - своим взглядом, дилетантским: безусловно, идея, объединившая 51 художника из 24 стран, красива по форме и по смыслу. Идея. Понимание же красоты и умение раскрыть этот смысл у творцов разные порой до противоположности. Да что там, иногда смысл, казалось, заключается в полном отрицании наличия мозгов у тех самых «лесов», такое было порой ощущение. Но были и другие. Ощущения то есть. Предлагаю вам проверить свои.
5.


Узнаете руку? Даши Намдаков, «Хранитель Байкала». Копия оригинала, из-за которого полыхает очередной связанный со скульптурами Намдакова скандал, уникальна: напечатана на 3D-принтере. Это первый в России арт-объект, созданный с применением цифровых технологий из биоразлагаемого материала.
6.


7.


8.


9.


Фабрика по производству облаков. В конце концов, если есть ловец снов, почему не быть ловцу облаков?)
10.


11.


12.



"Темные материи" на поверку оказываются всего лишь плотной бумагой с печатью. Впечатляет в реальности.
13.


14.


15.



Без туалетной бумаги на самом деле не обошлось))
16.



Собственно, как раз про инсталляции. Признаться, я обычно воспринимаю их, как набор неких предметов, собранных в художественную кучу, словесно наделенную заумным смыслом. Не хочешь прослыть невеждой, значит, стой и смотри с глубокомысленным видом. Ну, вот: внимание всем, кто хихикал тут у меня над Золушкиными босоножками)) Они - часть арт-объекта «Эйрклинингледи», я не зря говорила, что они бесценны))
17.


18.



На этот раз организаторы выставки полностью отказались от подписей-объяснений. Думайте сами, решайте сами, а на табличках, которые не всегда даже можно соотнести с конкретной вещью из-за непродуманной навигации, только имя автора, название и перечисление «деталей образа».

Но нет, сплошной иронии в адрес увиденного у меня точно нет, на этот раз среди вороха заумностей и даже жуткостей были две вещи совершенно прекрасные.

Рохини Девашер, Индия, «Сферы»
Как рассказать о необыкновенном видео во всю стену, наложенном на рисунок на этой стене? Как передать эффект присутствия в центре сферы, одновременно и под водой, и над землей, и на земле, где перед глазами ветер колышет травинки? Или на краю кратера дымящегося вулкана? Смысл задуманного как-то умно объяснял мимо проходящий гид-волонтер, но искусство - вещь малообъяснимая, ты или чувствуешь, что это оно, или равнодушно пожимаешь плечами.
19.



А вот второй проект сюда не помещается, просится на отдельный пост, родив одну хорошую идею… Поставим его на паузу и пойдем пока дальше по залам.

Многое привлекло просто многослойностью и …да простят меня великодушно искусствоведы, но я тут все же взгляд «обычного человека» представляю)) В общем, да простят они, но второе определение - прикольностью.
20.



Это на самом деле хочется потрогать, «заглянуть за край», понять, как это и из чего это.
21.


22.


"Американский художник Эллиотт Хандли входит в 50 самых дорогих художников мира. Его неповторимая техника коллажа, с множеством деталей и сюжетов, вводит зрителя в замешательство. Вырезки из журналов и газет, фотографии, посуда, стразы, иголки - взгляд может бесконечно бродить по огромному полотну, цепляясь то за одно, то за другое. Но только отойдя на приличное расстояние можно осмыслить картину. Многие из работ Хандли обращены к его южным корням или имеют отсылки к греческой трагедии, классической мифологии и древней японской гравюре".

Как-то раз я уже восторгалась похожими картинами на металле, но тогда сфотографировать их не дало освещение, а сейчас вот пытаюсь передать, как оно в реальности. Выше один из самых дорогих художников, а это самые дорогие экспонаты выставки авторства американского художника и режиссера, а по совместительству бывшего мужа той самой Бьорк - Мэтью Барни.
23.



Гальванизированные медные пластины, патинирование, медные рамы - вот и все описание. Серия «Космическая охота».
24.


25.



Кстати, на официальных фотографиях с биеннале у этих работ нет ничего общего с оригиналом, с его роскошным матовым блеском (такой бывает?) и игрой оттенков.
26.



Это, конечно, далеко не все. Да и разбросаны проекты 7-й биеннале по всей Москве. Я была на основной площадке, в Третьяковке на Крымском валу, а они есть и в Дарвиновском музее, и в Тимирязевском, и в Царицыно, и в Архангельском, и на разных площадках ММОМА, на Винзаводе, в Москва Сити… Большой список. Если кто-то из вас видел, поделитесь в комментариях, интересно же, а все самой не посмотреть, хотя выставка и продлится до 18 января будущего года.

Рискну в заключение сказать, что увидеть своими глазами основной ее проект, пожалуй, стоит. Если вы совсем уж не отвергаете все, что не является классикой, то почему бы и не попытаться найти те мостики между «облаками» и «деревьями»? Тем более что каждую среду на поход сюда даже не нужно тратить деньги, Третьяковка по средам бесплатна для всех.

выставка, искусство, арт-москва

Previous post Next post
Up