"Борис Годунов" в театре "Et Cetera"

Nov 13, 2016 02:31

Режиссер - Петер Штайн

Как подступиться к отзыву на спектакль, рядом с которым ощущаешь себя кем-то маленьким и незаметным? Что выйдет за отзыв, если будешь смотреть на сцену снизу вверх не только в прямом, но и в переносном смысле?  А как быть, если наряду с масштабом спектакля, как ни парадоксально, видишь незначительность его действующих лиц? Как объяснить себе и вынести наружу этот парадокс и как понять, было ли это замыслом режиссера или моим личным вИдением?



Да, трудно подступаться, ведь я никакой не театральный критик, а всего лишь обычный зритель. Но вот шли мы после спектакля по ночной Москве, два таких обычных зрителя, у которых, как правило, остаются разные впечатления, разговаривали, делились увиденным и пришли к одному: тот масштаб, о котором я сказала, определяется совсем не исторической основой, не авторством «нашего всего» и не количеством действующих лиц на сцене. Пусть все это и присутствует, но не оно дает это ощущение, а главный герой.

Нет, не царь Борис, будто нарочито невнятный. И не Гришка Отрепьев, пусть даже он куда ярче самого Бориса, и не сонм бояр, и уж тем более не ляхи. Задумано так Петером Штайном или нет, но главный герой здесь - народ. Нищий и оборванный, с восторгом приемлющий власть и тут же с ненавистью ее проклинающий, мутный, мрачный, темный, суеверный - вот кому здесь веришь сразу. Опять же, я не критик, но как идеально выстроены здесь «народные» сцены: полный хаос, метания большого количества людей и - «народ безмолвствует» единым монолитом.



И снова вопрос вместо оценки: вот так хорош этот главный герой, что невольно думаешь, а какой именно народ видел немецкий режиссер перед собой, ставя «Годунова»? Точно ли только тот, из вековых далей, или это прорвалось подспудное западное отношение к русскому народу вообще? У меня нет ответа, только сомнение.



Обычный зритель… взгляд снизу… Пока писала, нащупала главное ощущение - да, именно так, только народ в качестве цельного действующего лица дал мне чувство полноценного театра, а не точно выверенной постраничной иллюстрации к Пушкину. В остальных сценах мне не хватило нерва, драмы, напряжения, которых я ждала. Допускаю, что слишком сильны были ожидания.

Большое спасибо за приглашение театру Et Cetera п/р Александра Калягина и лично ketosha, в чьем блоге и можно найти такие великолепные приглашения.

кулюторная жЫзнь

Previous post Next post
Up