Беломорканал

Jul 14, 2016 18:01

Проспала! Обманули! Ну, сказал же капитан, сам сказал, что к Беломорско-Балтийскому каналу подойдем к пяти утра, а сейчас только четыре, и будильник в телефоне, и …поздно, «И.А.Крылов» уже в первом его шлюзе.
В тот самый момент все это еще казалось важным. Туристически важным: оценить масштаб, увидеть все 15 шлюзов от первого в Повенце до самого Сосновца, глазами оценить перепады высот в Повенчанской лестнице, посоревноваться с охраной, кто шустрее: ты с фотоаппаратом или мужик с автоматом. Увидеть, проникнуться, запечатлеть.



2.



Но почему-то очень быстро после входа в канал все это само рассасывается, ты погружаешься в состояние отрешенности, слух улавливает, но мозг не фиксирует точные сведения из рассказа о ББК по судовому радио, бороться с охраной ради права на фото ты начинаешь уже только ради, возможно, единственного в жизни такого заката… Все равно разум не справляется с задачей осознать все эти цифры километров в длину и метров в высоту. Как будто понимая такое состояние, команда вывешивает на информдоске наглядные схемы:
3.


4.


На втором шлюзе ты смотришь на Никольскую церковь - храм-памятник из бетона и дерева - и понимаешь причину такой отрешенности: психика просто бережет тебя, отгораживая от лавины случившегося здесь человеческого страдания, она все время возвращает тебя из мира людей в мир дикий и красивый, в мир рек и озер, и лесов, сошедших с картин, и неба, и…
5.


6.


7.


8.



За нами далеко внизу - Онего.
9.



Береговые сооружения шлюзов явно после недавнего ремонта, а где-то еще в процессе него. Цвета веселенькие, все очень мило и нарядно, пока теплоход не оказывается в самом низу шлюзовой камеры.
10.



Это первый раз занятно перейти с борта на борт и с обеих сторон прижать ладонь к бетону стенки, осознав, насколько узко здесь, и поняв, почему такое малое количество туристических теплоходов по нему идут. А потом ты словно каждый раз спускаешься на дно расстрельной ямы. Особенно после шлюза №5, после Сандармоха.
11.



За 20 месяцев, в условиях Севера, кирками и лопатами, голодные, замерзающие, сжираемые гнусом и комарами, приговором превращенные в заключенных каналоармейцев (тех самых зеков) или обманом привлеченные на стройку… Невозможно поверить, что так и было. И ты не веришь, ты просто это знаешь.
12.


13.



А когда видишь поселки, что стоят у канала, впервые с начала путешествия подступает злость и бешенство: так жить нельзя! И понимание - здесь не только приказ 37-го года о запрете на фотографирование не отменен, здесь вообще не наступил 21 век, и страх потерять единственно возможный заработок объясняет очень многое в злых глазах охранников.
14.


15.


16.


17.


18.


19.



Даже облака здесь принимают очертания кого-то озлобленного и страшного…
20.



Одно хорошо: это не Ким, где собирается порой караван судов, где в одном шлюзе можно провести целый час, здесь очередей никаких (за неделю могут всего-то судов 5-10 по ББК пройти), здесь 10 минут - и снова воздух. Чаще ненадолго, правда, потому что большинство шлюзов Беломорканала двухкамерные.
21.



Зато какой контраст после череды этих спусков-подъемов!
22.



Озера, озера… Маткоозеро, Телекино, Выгозеро - огромное, третье по величине после Ладожского и Онежского, с бесчисленными островами.
23.


24.


25.


26.


27.



Никого… Мы одни в целом свете…

Спасибо, «Мостурфлот»! Спасибо за все пережитые ощущения, за такой сильный, такой богатый на переживания маршрут.

Мостурфлот, "И.А.Крылов"

Previous post Next post
Up