"Театр времен Нерона и Сенеки", трагический фарс по одноименной пьесе Э. Радзинского в Московском Драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна.
В антракте дама, сидевшая сзади меня, по телефону сообщала кому-то гордо, что она сейчас в театре и что в главной роли в спектакле сам Армен Джигарханян, на что ее соседка по ряду, с ней не знакомая, тихонько поправила, не выдержав: «В главной роли здесь совсем другой актер». И это было совершенно справедливо: и на сцене, и в той «комедии жизни», жизни Сенеки и Нерона, которая игралась, ученик вырывался из тени учителя. Вот только если для коллег по сцене Армена Джигарханяна и Кирилла Анисимова это было закономерно и оставляло ощущение естественного закона бытия, то для Сенеки и Нерона…
Фотографии спектакля взяты с сайта театра
Главная фраза, главная заноза, не перестающая который день беспокоить разум, это - «величайший моралист воспитал величайшего убийцу». Как это могло случиться? И как могло случиться, что уже сейчас, после спектакля, мое сочувствие, как ни дико это произносить, отдано тирану и убийце, а не мудрецу и философу? Как случилось, что великому этому моралисту нечего было возразить на упреки в молчаливом согласии на убийства Нероном матери, брата, жены, любовницы, сенаторов?.. И на то, что он впрямую лгал ему, когда тот был всего лишь маленьким насмерть испуганным мальчиком во дворце, залитом кровью?
«- Но я учил тебя любви! - закричал Сенека. Впервые за долгую свою жизнь он кричал: - Только любви! С детства!
- Ты учил меня лжи, - усмехнулся Нерон. - А научил - ненависти». К благопристойным словам, к жалкой вашей морали!..»
Мне доказали, что не без усилий великого Сенеки тот испуганный и преданный всеми близкими мальчик превратился в чудовище, оставшееся в исторической памяти лишь как сладострастный тиран, кифарист-убийца, поджигатель Рима и каратель христиан.
И вот уже отходит на задний план римский антураж, стирается из памяти отличная, яркая и точная игра всех занятых актеров, мягкая пластика Дениса Надточия, какой не ждешь от человека его комплекции, такие реальные слезы сенатора-коня Алексея Анненкова…
Остается лишь этот вопрос, на который обязательно должен найтись ответ: как?! Как величайший моралист воспитал величайшего убийцу?..
Это был один из двух театральных вечеров, подаренных нам
mosblogом и
Московским Драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна, двух таких разных, но в равной степени прекрасных! Спасибо за них огромное сообществу, театру и - отдельно -
pamsik, которой не безразлично, случится ли на самом деле чудо единения зрителя и театра.
Театр а соцсетях -
Фейсбук и
ВКонтакте