Ильдефонсо Фальконес "Рука Фатимы"
Почти 800 страниц мелкого шрифта и полного читательского удовлетворения! И при этом катастрофически недооценный у нас автор, при том, что тираж только его «Собора Святой Марии» больше 2 миллионов экземпляров.
Итак, как обычно, закрываем глаза на романтично-завлекательную обложку (жаль девАчек, что клюнут именно на нее) и на аннотацию, которая лихорадочно старалась завлечь кого попало, а не только конкретных любителей настоящего исторического романа. И сразу - немаловажное предупреждение: ненавистникам мусульман лучше в руки этот роман не брать: Фальконес в своих книгах так хорош, что совершенно непонятно, какую же религию исповедует он сам. «Собор…» пропитан духом Испании католической, «Рука Фатимы» - верой и болью испанских мусульман XVI века. Настолько верой и настолько болью, что создается полное ощущение, что и писал ее мусульманин в полном соответствии со своими представлениями о мире. Общее между книгами лишь одно - явное благоговение перед образом Девы Марии, желание собственное (а не только исторический факт) найти с ее помощью точку соприкосновения христианства и ислама, точку общности, а не разрыва.
Собственно сюжет: мальчик-юноша-мужчина-зрелый муж, плод изнасилования насильно крещеной мусульманки католическим священником, чужой среди своих, чужой и среди чужих, чья жизнь проходит в испанской Кордове в годы ненависти и презрения к морискам, тем самым насильно (в основном) крещенным мусульманам. Поскольку это именно роман, а не просто хроники, в книге полным цветом цветут истории любви, ненависти, мести, потери, надежды, но нет никакой слезливости или скатывания в романчик, а есть жизнь человека, разрывающегося между двумя религиями и при этом отвергаемого представителями обеих. Антураж, характеры, фоновые исторические события - все прописано тщательно и ни на грамм не скучно. Есть подробнейшие исторические детали, после узнавания которых лично моя мечта увидеть Гранаду, горы Сьерра-Невады, Альгамбру и Кордовскую мечеть стала еще более жгучей.
Всем событиям в послесловии даются исторические обоснования, все авторские предположения или интерпретации объясняются, ну, а интонации… когда говоришь о народе страдающем, гонимом, уничтожаемом физически, естественно, твои симпатии в этот момент именно на стороне этого народа, а не тех, с чьей стороны ему грозит уничтожение. И при этом - никакого обеления истории, никакого оправдания жестоких действий ни с чьей стороны. Средневековье, оно и есть Средневековье... Короче говоря, Ильдефонсо Фальконес после второй его прочитанной книги окончательно становится в ряд любимых авторов.
P.S. Пусть провалится пропадом тот ханжа, который влепил на обложку категорию "18+"!!
P.Р.S. Как же меня тянет снова к такой вот красоте! Может, какие-нибудь прошлые жизни все же существуют, и в одной из них моим амулетом тоже была «рука Фатимы»?.. ))