Памятник Петрушке

Nov 21, 2015 22:22

Часто чужие посты подталкивают вспомнить, что у тебя есть что-то свое на тему. Вот так пост cr2 про памятное место в Отрадном, посвященное бывшей здесь когда-то железной дороге, напомнил про похожее место в Казани. Тоже где-то вдали от центра города, тоже сами казанцы «не только лишь все» про него вообще знают, но как-то там все основательнее, ухоженнее и солиднее. Какая связь между рельсами и Петрушкой?



Из «Вечерней Казани»:
«Вы не жалуете общественный транспорт? Клянете его за издевательскую неторопливость и непомерную дороговизну? Ваши бы проблемы да горожанам, пользовавшимся общественным транспортом полтора с лишним века назад, когда, собственно, в Казани и появился Петрушка - вместе с разъездом своего имени.

В 70-х годах XIX столетия казанцы получили новый вид общественного транспорта - конку. Пара лошадей тянула двухэтажные вагоны по рельсам, проложенным из центра города, от Большой Проломной мимо вокзала и пристани по дамбе до Устья в Адмиралтейской слободе - до того самого места, которое вскоре назвали Петрушкиным разъездом. Там было разворотное кольцо, на котором происходила смена лошадей: уставшую пару выпрягали, чтобы покормить и дать отдохнуть, а на ее место впрягали сытую и выстоявшуюся, с прошлого рейса. На разворотном кольце дежурила лошадка, ее задачей было развернуть вагон, пока меняют основных коней. Ее-то и прозвали Петрушкой. Там, где располагалось разворотное кольцо, был крутой спуск и подъем, тащить вагон было особенно тяжело, но Петрушка справлялся с этим в одиночку.

- Лошадка жила в специальной конюшне близ разворотного кольца, вместе с другими лошадьми, обслуживавшими конку, и никогда не покидала разъезда, - рассказывает казанский краевед Георгий Мюллер. - С утра до вечера она под навесом ожидала прихода конки. Проходили десятилетия, лошадки менялись, а кличка Петрушка сохранялась за всеми. Казанцы Петрушек любили и жалели, ласкали и подкармливали.

А вот саму конку и рельсы, по которым Петрушка ходил, горожане, к слову, ругали за то же, за что сегодня их потомки ругают общественный транспорт и дороги: за низкие скорости, плохое качество дорожного покрытия и дороговизну. Георгий Мюллер показал мне выписку из воспоминаний одного из устроителей казанской конки - петербургского купца Тальквиста: "Рельсы идут поверх труб газопровода и водопровода... Подъем полотна высокий, переезды затруднены, а на Проломной запружен сток воды с нагорных улиц... В полчаса, которые должен ждать пассажир отхода вагона, он два раза успеет пройти пешком все это пространство, поэтому часто приходится встречать пустые вагоны...".



А вообще, это меня опять потянуло в размышлизмы о том, что Москва в погоне за гигантскими проектами стала явно отставать от провинции в делах вот таких, малых, но необходимых. Появилась масса мероприятий «галочных» или из серии «самый большой в мире каток», а теплое, негромкое и душевное становится похожим на тот «детский» паровозик, что навел меня на этот пост…

Казань

Previous post Next post
Up