ОТЧЕТ
о подготовке и проведению международного установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Чувашия 26 октября 2022 года
В условиях давления со стороны США и европейских государств, направленного на разрушение российского суверенитета, навязывания своих ценностей не адекватных народам, проживающим в России, важное значение имеют мероприятиям, способствующие сплочению и укреплению межэтнического единства многонационального российского общества. Об этом неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации. В этих процессах базовыми факторами являются механизмы реализации языковой образовательной политики преимущественно в общеобразовательной системе. Ребенок с детского сада сталкивается с языков, преимущественно с русским, или с родным не русским, в котором заложены ценности, формирующие определенные личностные характеристиками, в том числе дружелюбие, уважительное отношение к различным культурам народов России.
Республика Чувашия многонациональный субъект. В нем обучение ведется на русском, чувашском и татарском языках, а изучаются еще и марийский, и удмуртский языки. При этом, хотя чувашский язык принадлежит к тюркской языковой группе в культуре чувашского народа много элементов из финно-угорской культуры. В республике большое внимание уделяется вопросам сохранения и развития родных языков народов проживающих в Чувашии, что является важнейшим фактором в воспитании межнационального согласия.
Было принято решение проведение установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Чувашия с привлечением специалистов из Белоруссии, Казахстана. Мероприятие проводилось при поддержке Федерального агентства по делам национальностей.
План подготовки и проведения международного установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Чувашия 26 октября 2022 года.
1. Предварительно было согласовано с Министерство образования и молодежной политики Республики Чувашия о проведении семинара на базе Чувашского республиканского института образования.
2. Подготовлены и отправлены информационные письма о проведении семинара в органы образования всех субъектов Российской Федерации и по существующей базе Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка (265 членов) для участия в данном мероприятии в очном или дистанционном форматах.
3. На основании всей предварительной деятельности была разработана и разослана Программа мероприятия.
4. 25 октября в 11.30 - состоялась встреча с Первым заместителем министра образования и молодежной политики Республики Чувашия Лукшиным Алексеем Петровичем, на которой подробно обсудили все проблемы преподавания и изучения родных языков для выстраивания акцентов на семинаре.
5. 25 октября с 14.00 посетили общеобразовательное учреждение имени Г.Н. Волкова.
6. 26 октября с 11.00 до 18.00 проводился международный установочный семинар «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта».
В Чувашском республиканском институте образования 26 октября состоялся международный установочный семинар «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта», в котором приняли участие более 120 руководящих и педагогических работников образовательных организаций, родительских сообществ и общественных организаций из Чувашской Республики, Марий Эл, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Республики Карелия, Республики Хакасия, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Беларусь и специалисты Научно-исследовательского центра национальных проблем образования (г. Москва). Из них 76 человек участвовало в дистанционном формате.
С основным докладом на семинаре выступила Ольга Артеменко, директор научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, член Комиссии по вопросам образования и исторического просвещения Совета при Президенте Российской Федерации, член Экспертно-консультативного Совета при Межведомственной рабочей группе по вопросам межнациональных отношений при Правительстве Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН.
В рамках семинара обсуждались проблемы преподавания и изучения родного языка, которые возникают в связи с принятием новой итерации федерального государственного образовательного стандарта и рассмотрение предложений об изменениях в сложившейся ситуации. Мероприятие было направлено на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, сохранение культурного, языкового многообразия народов России, укрепление межнационального согласия. Участники семинара обсудили рекомендации и утвердили их.
РЕКОМЕНДАЦИИ
международного установочного семинара «Современная языковая
образовательная политика: реализация федерального государственного
образовательного стандарта», проходившего 26 октября 2022 года в г. Чебоксары
Проведение данного мероприятия вызвано рядом факторов как внешнего, так и внутреннего характера. В условиях внешнего давления со стороны западных стран и Соединенных Штатов Америки на экономику нашей страны, на мировоззрение подрастающего поколения, навязывания своих европейских ценностей, стремления разрушить целостность российского государства Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость создания условий, направленных на сплочение и консолидацию многонационального народа России. Ведущая роль в реализации этих процессов принадлежит субъектам образовательной деятельности: учителю, ученику, родителю (законному представителю). Президент Российской Федерации подчеркивал так же важную роль заинтересованной общественности, особенно родительских комитетов.
Данные факты являются сущностным основанием для выстраивания государственной политики в области формирования информационной среды, направленной на сплочение и консолидацию многонационального общества, с ведущей ролью организации языкового школьного образования, в частности языков народов России как в статусе государственных, так и в статусе родных.
Обсудив в этой части положения федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФЕОС) участники семинара отметили, что:
ФГОС являются ведомственными нормативными актами, которые должны обеспечить создание условий для реализации законодательно установленных положений, регламентирующих изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации и организацию процесса обучения на родных языках в общеобразовательных организациях с учетом их конституционного статуса.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 11, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность:
■ получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации;
■ изучения государственных языков республик Российской Федерации;
■ родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
Школа, которая организует образовательную деятельность, направленную на реализацию данных законодательных норм, является специфичной. М.Н. Кузьмин (1989г.) называл её «диалоговой школой», в которой содержание предметов гуманитарного цикла должно выстраиваться на принципе диалога культур (культурологический подход), используя сравнительно-сопоставительный анализ, демонстрирующий взаимовлияние, взаимообогащение языков и культур. Продумывая требования для такой школы, необходимо учитывать законодательные положения о сохранении целостности общероссийской системы школьного образования и единства образовательного пространства.
В начальной школе на этом принципе необходимо разрабатывать содержание в корреляции русского и родного языков, предметов литературного чтения. Даже при разработке содержания предметов «Математика», «Окружающий мир», «Искусство», «Технология» возможно использование данного принципа. Такой подход предполагает более полное развитие способностей личности, необходимых и ей, и обществу, соединение бытия индивидуального человека с опытом, накопленным культурой народов, а также формирование общероссийской идентичности в корреляции с этнической. Использование культурологического подхода в построении содержания общего образования предполагает наличие интегрированной этнокультурной составляющей - значимого социально-исторического опыта этноса, включающего в себя исторические, экономические, географические, культурные, языковые особенности, составляющие своеобразие развития субъектов Российской Федерации (В.В. Краевский, 2000г.). Для реального существования такой школы, необходимо наличие совокупности требований в ФГОС и на их основе необходима разработка специфической примерной образовательной программы этнокультурной направленности.
Существует ли законодательная норма для существования такой школы?
Как отмечалось выше, ФГОС общего образования должны обеспечивать возможность разработки образовательных программ различной направленности (ст.11, пункт 3). Под направленностью образования понимается - «ориентация образовательной программы на конкретную область знания, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы» (ст.2, пункт 25). Становится очевидным, необходимость включения в ФГОС требований к результатам освоения предметов гуманитарного цикла с интегрированной культурологической составляющей и включением в реестр примерных основных образовательных программ программы этнокультурной направленности начального общего, основного общего образования. Эти программы должны включать примерные учебные планы, предусматривающие обучение на родном языке из числа языков народов России учитывающие двуязычие. Такой подход обеспечит создание условий сохранения и развития родных языков и культур, формирования общероссийской идентичности в интеграции с этнической. При формировании общероссийской идентичности базовым должно стать воспитание патриота-гражданина.
Участники семинара отметили, что в Российской Федерации конституционно установлено государственное двуязычие и двуязычие языков в статусе родного языка. В этой связи учебные планы №1 и №3 начального и основного общего образования, в которых не предусмотрено изучение родного языка не могут быть использованы ни в одной общеобразовательной организации Российской Федерации. Эксперты считают, что Министерство просвещения Российской Федерации обязано удалить учебные планы №1и №3 НОО и ООО, так как они входят в противоречие с основными положениями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и создают условия для формирования межнационального напряжения, что уже проявляется.
Экспертами была отмечена необходимость обязательного изучения при свободном выборе или родного языка, или родного языка (русского), или государственного языка республики. Один из этих предметов обязательный к изучению при обязательном выборе. Эти предметы включены в обязательную часть примерной образовательной программы и во всех республиках Российской Федерации при выборе должны изучаться. Более детально обсуждены вопросы обеспечения условий для изучения родного языка, включая законодательные, нормативно-правовые, учебно-методические аспекты. Была обозначена необходимость разработки примерных основных образовательных программ этнокультурной направленности, призванных обеспечить право граждан на получение образования на родном языке при разработке содержания на принципах диалога культур.
Несмотря на то, что есть законодательные нормы для организации образовательной деятельности этнокультурной направленности, анализ ФГОС, утвержденных приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 и №287 свидетельствует о полном отсутствии условий для реализации этих норм. В ФГОС даже отсутствует условие для реализации права на получение начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Также в примерных учебных планах среднего общего образования не предусмотрено изучение родного языка. При этом федеральный закон (ст.59, п.13, п.п. 2) регламентирует возможность выбора экзамена по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке при прохождении государственной итоговой аттестации по окончании 11 класса.
Для обеспечения возможности разрабатывать образовательные программы этнокультурной направленности начального общего и основного общего образования и создания условий развития родных языков и культур Министерству просвещения Российской Федерации необходимо:
- внести в федеральные государственные образовательные стандарты требования к результатам освоения предметов гуманитарного профиля с интегрированной этнокультурной составляющей;
- включить в реестр Примерных основных образовательных программ программы этнокультурной направленности;
-предусмотреть реализацию программ этнокультурной направленности на родном языке из числа языков народов Российской Федерации;
- предусмотреть в примерных учебных планах программы среднего общего образования изучение предмета «родной язык» в 10 и 11 классах;
-предусмотреть в примерных учебных планах 10 и 11 классов филологический профиль с углубленным изучением языков;
-разработать учебные планы для территорий с государственным двуязычием;
- проводить ВПР на родном (нерусском) языке в школах начального общего образования с обучением на родном (нерусском) языке;
- утвердить концепцию «Диалоговая школа» или «Школа диалога культур» с использованием сравнительно-сопоставительного анализа, обеспечивающего формирование общероссийской гражданской идентичности в интеграции с этнической и снятие социального напряжения в школьной среде;
- для предметов гуманитарного цикла (родной язык, в том числе русский, литература, история, география) разработать и включить в ФГОС требования учитывающие условия бикультурности и двуязычия;
- внедрить программу повышения квалификации учителей, направленную на формирование профессиональных компетенций по использованию диалога культур, исходя из интересов обеспечения межнационального согласия в обществе.
Председатель Правления Ассоциации
учителей родного, в том числе русского, языка О.И. Артеменко