Отчёт о семминаре по родным языка в Казани (15 октября 2022 года).

Oct 17, 2022 17:26

ОТЧЕТ о подготовке и проведению международного установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Татарстан 15 октября 2022 года.



Сегодня, важное значение придают мероприятиям, способствующим сплочению и укреплению межэтнического единства многонационального российского общества. Важность данной проблематики определяется современной внешней политикой, направленной на разрушение суверенитета России. Республика Татарстан является одним из субъектов федерации, в котором большое внимание уделяется вопросам сохранения и развития родных языков из числа языков народов России, которые выступают базовыми в решении поставленной проблемы. В Татарстане изучаются не только татарский и русский языки, но и башкирский, марийский (горный), удмуртский, мордовский (эрзя), чувашский, еврейский (иврит). Обучение родным языкам ведется в различных форматах и для детей в общеобразовательных организациях и для взрослых в воскресных школах. Было принято решение проведение установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Татарстан с привлечением специалистов из Монголии, Белоруссии, Казахстана. Мероприятие проводилось при поддержке Федерального агентства по делам национальностей.

План подготовки и проведения международного установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Татарстан 15 октября 2022 года/

1.    Предварительно были подготовлены и отправлены информационные письма для органов образования республики и г. Казани.
2.    Также были подготовлены и разосланы информационные письма приглашения для 265 членов Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка и участников Всероссийского мастер-класса с 2010 по 2021 годы для принятия участия в данном мероприятии в очном или дистанционном форматах.
3.    Для содействия в проведении международного установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта», определения структуры на базе которой можно провести данное мероприятие, были направлены письма Министру образования и науки Республики Татарстан И.Г. Хадиуллину и Начальнику исполнительного комитета города Казани управления образованием И.А. Ризванову.
4.    Для проведения мероприятия была предложена Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» г. Казани Республики Татарстан.
5.    На основании всей предварительной деятельности была разработана и разослана Программа мероприятия.
6.    14 октября в 14.30 - состоялась встреча с Начальником исполнительного комитета города Казани управления образованием Иреком Асафовичем Ризвановым, на которой подробно обсудили все проблемы преподавания и изучения родных языков для выстраивания акцентов на семинаре.
7.    15октября с 11.00 до 18.00 проводился международный установочный семинар «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта».

Обсуждение заявленной проблематики на установочном семинаре
В семинаре приняло участие около семидесяти человек, из них 40 человек в очном формате, а остальные присоединились через площадку Zoom. В дистанционном формате слушали коллеги из разных регионов России, в том числе, из Донецкой Народной Республики, Якутии, Марий Эл, Башкортостана, Хакасии, Камчатского края, ЯНАО, Мордовии, Ульяновской области, Крыма, Северной Осетии-Алании, Калмыкии и др.

Целью семинара являлось проведение установочного просветительского семинара с преподавателями родного, в том числе русского, языка, которая определялась внесенными в 2021 году в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дополнениями в части, регламентирующей сохранение и развитие родных языков из числа языков народов России. Закон предусматривает осуществление просветительской деятельности, направленной на бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа России.

В данном мероприятии принимали участие не только специалисты из системы образования, но и из общественных организаций. Привлечение внимания общественности, формальных и неформальных педагогических сообществ к вопросам сохранения и развития родных, включая русский, языков в условиях реализации новой итерации федерального государственного образовательного стандарта является актуальным в современных условиях.

Целевая аудитория мероприятия была представлена педагогами общего и дополнительного образования, преподавателями среднего и высшего профессионального образования, специалистами органов управления образованием и институтов развития образования, заинтересованной общественностью.

Мероприятие проводилось Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка Российской Федерации и средней общеобразовательной школой-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей.

Семинар был организован директором Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Артеменко Ольгой Ивановной.

На пленарном заседании прозвучали два установочных доклада: О.И. Артеменко и директора «СОлНЦЕ» П.А. Шмакова, а далее была организована дискуссионная площадка в режиме обсуждения существующих проблем преподавания и изучения родных языков.

В ходе дискуссионной площадки в рамках семинара были обсуждены вопросы создания условий обучающимся для реализации их прав на получение образования на родном языке, изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации. Были обсуждены разные модели учебных планов, по которым работают общеобразовательные организации в Республике Татарстан.

В своем выступлении О.И. Артеменко отметила, что в Российской Федерации конституционно установлено государственное двуязычие и двуязычие языков в статусе родного языка. В этой связи учебный план №1 и №3 в начальном общем образовании, в котором не предусмотрено изучение родного языка не может быть использован ни в одной общеобразовательной организации Российской Федерации. Она считает, что Министерство просвещения Российской Федерации обязано удалить учебный план №1и №3 НОО, так как они входят в противоречие с основными положениями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и создают условия для формирования межнационального напряжения, что уже проявляется.
Экспертами была отмечена необходимость обязательного изучения при свободном выборе или родного языка, или родного языка (русского), или государственного языка республики. Один из этих предметов обязательный к изучению при обязательном выборе. Эти предметы включены в обязательную часть примерной образовательной программы и во всех республиках Российской Федерации при выборе должны изучаться. Более детально обсуждены вопросы обеспечения условий для изучения родного языка, включая законодательные, нормативно-правовые, учебно-методические аспекты. Была обозначена необходимость разработки примерных основных образовательных программ этнокультурной направленности, призванных обеспечить право граждан на получение образования на родном языке при разработке содержания на принципах диалога культур.
Участники семинара и эксперты также рассмотрели вопросы государственной итоговой аттестации по родному языку и родной литературе, качества образовательного процесса, доминантной роли школы по созданию языковой среды для школьников. Как отметила Ольга Ивановна в своем выступлении: «Учитель родного языка отличается от других учителей в школе: химии, физики, математики, так как именно на уроках родного языка с раннего детства реализуются все воспитательные задачи».

Свои вопросы и предложения по организации изучения родных языков внесли и представители общественных организаций Татарстана. Так с предложениями выступила Председатель Совета местной общественной организации «Казанское русское национально-культурное объединение», Александровская Ирина Алексеевна.

Была организована бесперебойная работа на площадке Zoom, что обеспечило качественную работу в дистанционном формате.
Сохранение, развитие и изучение государственных языков и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан, в том числе русского языка в статусе родного является приоритетной задачей в сфере образования.

Председатель Правления Ассоциации
учителей родного, в том числе русского, языка                        О.И. Артеменко

родной язык, Богдан Безпалько, Казань, ФИРО РАНХиГС, Ольга Аретеменко, ФАДН, АУРЯ, ФНКА Украинцы России, СОлНЦе

Previous post Next post
Up