Внутренние и внешние противоречия в структуре рабочего класса

May 06, 2011 19:26



Тов. Джон Доу


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Рабочие и «самозанятые»

(а также немного о топорах)

Кажется, трудно говорить о структурировании того, что вообще не всеми признаётся в качестве реальности. Однако, эпистемологический (а не онтологический) статус классов не как ленинских «больших групп людей», а как точек пересечения производственных отношений, собственнических тенденций и возможностей присвоения необходимого/прибавочного продукта позволяет поставить вопрос о структурировании поведения потенциальных носителей классового сознания. Так сказать, «класса в себе». И очень часто - в противоречии с императивами «класса для себя».

Класс вообще не общность. И не сознание. Хотя либеральная социальная наука именно так хочет видеть его: «Класс в марксистском понимании - некая общность, к которой человек принадлежит в силу своего социально-экономического положения и отношения к средствам производства (или, в некоторых формулировках, в силу классового сознания, порождаемого социально-экономическим положением)».[i] В этом «определении» уважаемой многими интеллектуалами Шейлы Фицпатрик присутствует и намёк на Ленина, и - более тонкий - намёк на Г.Лукача вместе с Л.Альтюссером (но не на Маркса, естественно). Самое же интересное - предпринимаемый ею перевод классов в разряд «воображаемых сообществ» Бенедикта Андерсона, еще и с пространной ссылкой на «предположение Бурдье, что классы в реальном мире в какой-то мере являются продуктом описывающей их марксистской теории».[ii]

Previous post Next post
Up